Регистрация / Вход
Прислать материал

Трансформация отношений государственной собственности в рыночной экономике

Сведения об участнике
ФИО
Хакимова Сабина Дамировна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Экономические науки
Тема
Трансформация отношений государственной собственности в рыночной экономике
Резюме
Сегодня становится все более очевидным тот факт, что обеспечение устойчивых и высоких темпов развития страны, достижение долгосрочных целей государственной власти невозможно без заинтересованного партнёрства муниципальных и государственных органов власти с представителями частного бизнеса. Стратегии и программы, направленные только на использование бюджетных средств, не позволяют органам власти осуществлять масштабные, стратегические проекты, лежащие в основе высокой конкурентоспособности страны. Признанной во всём мире альтернативой подобному способу финансирования выступает государственно-частное партнёрство.
Ключевые слова
государственная и частная собственность, отношения государства и частного бизнеса, государственно-частное партнерство
Цели и задачи
Цель исследования заключается в раскрытие экономического содержания и разработке отношений государственной собственности в условиях рыночной экономики.
Задачи:
1. раскрыть сущностную характеристику отношений государственной собственности, ее функции и роль в экономике,
2. выявить перспективные формы развития отношений государственной собственности посредством государственно-частного партнерства на современном этапе рыночных реформ
3. рассмотреть методы оценки качества финансирования социальных потребностей и эффективности оказываемых социальных услуг
Введение

Основой рыночной трансформации отечественной экономики является преобразование отношений собственности и переосмысление сложившихся позиций и точек зрения на ее методологическую сущность. Познание процесса трансформации собственнических отношений предопределяет анализ методологических основ трактовки исследуемой категории, которая имеет довольно многочисленные и весьма неоднозначные толкования своей сущностной основы.По своему экономическому содержанию отношения собственности всегда выступают в определенной форме. Форма выполняет двоякую роль: во - первых, выступает способом проявления содержания и выражает отношения, воплощенные в нем, во - вторых, является способом его существования, зависимым от конкретных условий. 

 

Методы и материалы

В качестве методологии анализа в работе использованы диалектический, абстрактно-логический методы, исторический, эволюционный и функциональный подходы, а также экономико-статистические методы анализа данных.

В процессе исследования широко использованы диалектический, абстрактно-логический методы, исторический, эволюционный и функциональный подходы, а также экономико-статистические методы анализа данных.

Информационной базой данного исследования послужили данные федеральной службы государственной статистики и его территориального органа по Республики Татарстан, нормативные документы и законодательные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, реферативные обзоры, публикации в периодической печати.

 

Описание и обсуждение результатов

Проведённое эмпирическое исследование позволяет сформировать основу для построения различных моделей, однако вывод, который можно сформулировать уже сегодня следующий: социальные потребности, финансируемые исключительно средствами бюджета оцениваются как неудовлетворительные. В тех случаях, когда граждане имеют возможность выбора средства удовлетворения собственной потребности, их выбор осуществляется не в пользу объекта бюджетного финансирования. В рыночной экономике конкурентоспособность хозяйствующего субъекта определяется результатами голосования денег потребителя, – существующей фирмы, которая мобилизует больше выручки, и остаётся на рынке. В ситуации бюджетного механизма финансирования денежные средства граждан через государственную казну поступают в те организации, учреждения и институты, к которым население прибегает лишь ввиду отсутствия конкурентов, что и создаёт почву для неэффективного расходования бюджетных средств и некачественного удовлетворения социальных потребностей. Выявленная низкая степень реализации социальных нормативов вызвана объективной причиной, заключающейся в недостаточности доходной части бюджета. При поиске способов обеспечения финансовой самодостаточности городов необходимо применять системный подход, сочетающий в себе как централизованный, так и децентрализованный механизмы выработки стратегии развития города. В настоящее время особо актуальны вопросы эффективного управления государственной собственности посредством реализации механизма государственно-частного партнёрства. Эти проблемы системно изучаются и разрабатываются сотрудниками сектора «Государственно-частного партнёрства» ИЭ РАН. 

Существует значительное количество методик, апробированных и вновь разрабатываемых, однако рациональный подход обеспечивают те, которые опираются на определение индивидуальных способов развития, но с учётом макроэкономических тенденций.

Возможным способом повышения, а вернее – доведения до необходимого  уровня финансирования социальных потребностей, – представляющей собой комплекс мер как мотивационного, так и стимулирующего характера к муниципальным управляющим. Последствия неверных, недостаточно продуманных решений моментально обрастают многочисленными сопряжёнными отрицательными последствиями. Основным же критерием оценки муниципального менеджмента должна выступать социально-экономическая эффективность принимаемых ими решений и реализуемых ими мероприятий. При этом важно и одновременно сложно соблюсти баланс между социальной удовлетворённостью и экономической рациональностью.

 

Используемые источники
1.Айрапетян М. С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнёрства. // Государственно-частное партнерство в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ppp-russia.ru/analitica/-1.html
2.Бессонова О. Общая теория институциональных трансформаций как новая картина мира / О. Бессонова // Общественные науки и современность. -2006.-№2.-С. 130-142
3.Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления, журнал «Отечественные записки» (http://www.strana-oz.ru), М., 2005.
3.Варнавский В.Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности, журнал «Полемика» (http://www.irex.ru/press/pub/polemika/13/var) , № 13,М., 2005.
4.Зельднер А.Г. Государственно-частное партнерство: теория, методология и практика / Науч.ред. А. Г. Зельднер – М.: ИЭ РАН, 2011 – 212 с.

Information about the project
Surname Name
Khakimova Sabina Damirovna
Project title
The transformation of the relations of state ownership in a market economy
Summary of the project
Яндекс.Переводчик

с русского

на английский

Сегодня становится все более очевидным тот факт, что обеспечение устойчивых и высоких темпов развития страны, достижение долгосрочных целей государственной власти невозможно без заинтересованного партнёрства муниципальных и государственных органов власти с представителями частного бизнеса. Стратегии и программы, направленные только на использование бюджетных средств, не позволяют органам власти осуществлять масштабные, стратегические проекты, лежащие в основе высокой конкурентоспособности страны. Признанной во всём мире альтернативой подобному способу финансирования выступает государственно-частное партнёрство (далее ГЧП).
Ключевые слова: государственная и частная собственность, отношения государства и частного бизнеса, государственно-частное партнерство
Трансформация отношений государственной собственности в рыночной экономике

Today it is becoming increasingly obvious is the fact that the sustainable and rapid development and long-term goals of state authority is impossible without a committed partnership between municipal and state authorities with representatives of private business. Policies and programs designed just for the use of budget funds, do not allow the authorities to carry out large-scale, strategic projects, underpinning the high competitiveness of the country. Recognized worldwide as an alternative to this method of funding is a public-private partnership.
Keywords
state and private property, relations between the state and the private sector, public-private partnership