Регистрация / Вход
Прислать материал

Современные зарубежные методики обучения иностранному языку

Сведения об участнике
ФИО
Абзалова Лилия Маратовна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Современные зарубежные методики обучения иностранному языку
Резюме
Научно-исследовательская работа посвящена проблеме преподавания иностранных языков. Автор ставит своей целью проанализировать влияние современных зарубежных методик на эффективность образовательного процесса. В проекте подробно рассмотрена Теория множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера, описаны преимущества данной методики, а также представлен способ реализации данной теории на практике.
Ключевые слова
методика преподавания, иностранный язык, теория множественного интеллекта, эффективность, обучение, преимущество
Цели и задачи
Цель – рассмотреть современные зарубежные методики в качестве средств усовершенствования процесса обучения иностранным языкам, повышения эффективности образовательного процесса.
Задачи:
1. Проанализировать историческое развитие методики обучения иностранным языкам;
2. Рассмотреть подходы к обучению;
3. Дать характеристику основных современных традиционных и нетрадиционных методов преподавания иностранных языков;
4. Разработать серию упражнений в соответствии с одной из зарубежных методик для обучения иностранному языку на начальной ступени.
Введение

Актуальность темы исследования определяется требованиями, выдвигаемыми сегодня к усовершенствованию процесса обучения, его оптимизации и эффективности, а также недостаточной осведомленностью преподавателей современной школы о зарубежных концепциях обучения иностранным языкам. 

Цель  – рассмотреть современные зарубежные методики в качестве средств усовершенствования процесса обучения иностранным языкам,  повышения эффективности образовательного процесса.  

 Задачи:

  1. Проанализировать историческое развитие методики обучения иностранным языкам;
  2. Рассмотреть подходы к обучению;
  3. Разработать серию упражнений в соответствии с одной из зарубежных методик для обучения иностранному языку на начальной ступени.

 

Методы и материалы

При выполнении работы  использовались следующие методы исследования: анализ и синтез научно-теоретической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнительно-сопоставительный метод.

Теоретической базой  нашего исследования послужили труды И.В. Рахманова (методика преподавания иностранных языков), А.А. Миролюбова (история отечественной методики обучения иностранным языкам), М.В. Ляховицкого (общая методика обучения иностранным языкам), Л.В. Щербы (психолингвистика, лексикография, фонология, общее языкознание),  А.Н. Щукина (методика и технология обучения иностранным языкам), И.Л. Бим (методика преподавания иностранных языков), Г. Гарднера (клиническая психология, нейропсихология), Д. Гриндера (лингвистика, философия, нейролингвистическое  программирование), Р. Бендлера (психология, нейролингвистическое программирование) и др.

Описание и обсуждение результатов

В результате проведенного исследования нами были рассмотрены и проанализированы современные зарубежные методики обучения иностранному языку. Все данные методики обладают специфическими чертами, однако отвечают общей цели: повысить эффективность процесса обучения иностранным языкам, в ходе обучения участвовать в становлении и развитии личности учащихся, а также предоставить ученикам возможность для самореализации.

Зарубежные ученые-методисты отмечают важность лингвистических, психологических, дидактических факторов в обучении. Основными принципами современных зарубежных методик обучения иностранному языку являются когнитивные, эмоционально-психологические,  лингвистические принципы, а также коммуникативная компетенция.

Несмотря на ряд общих принципов, каждая методика специфична. Специфические черты формируют ряд положительных и отрицательных качеств, которые присущи каждой методике. Проведя анализ таких качеств рассмотренных нами зарубежных методик, наше внимание привлекла методика множественного интеллекта.

Методика Г. Гарднера максимально учитывает особенности учащихся в соответствии с их типами интеллекта, что несомненно отвечает принципам индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, а также способна повысить степень эффективности образования, в том числе при обучении иностранным языкам.

В курсовой работе представлен комплекс упражнений для развития лексических навыков учащихся на начальной ступени изучения иностранных языков. Перспективой исследований может стать разработка серий упражнений для обучения отдельным аспектам языка с учетом особенностей каждого из типов интеллекта,  возрастных особенностей, а также разработка УМК, предназначенных  для обучения обучающихся определенного типа интеллекта или учитывающих особенности нескольких типов одновременно.

При выборе методики учителю следует опираться прежде всего не на собственные предпочтения, а на индивидуальные особенности учащихся: их возраст, умения, интересы, психологические особенности. Внимательное отношение к ученикам позволит выбрать наиболее результативный метод.

Следует отметить, что зачастую использование одного метода недостаточно. Учитель может комбинировать разные методики или их отдельные элементы, ориентируясь на принципы, определяющие наиболее эффективный путь в обучении.

На данный момент не существует абсолютно верного, универсального метода при обучении иностранному языку, поскольку эффективность того или иного метода зависит от многих факторов. На данном этапе развития методики происходит интеграция методов, их отдельных элементов. Можно сказать, что идет формирование универсального комплексного метода, который вбирает в себя положительные стороны отдельных методик.

Используемые источники
1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: пер.с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. – 512 с.

2. Howard Gardner. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. – NY: Basic Books, 2007.

Интернет-источники

3. Конспекты бизнес книг, которые развивают. Конспект книги: Говард Гарднер. Структура разума теория множественного интеллекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.konspekty.net/konspekt-knigi-govard-gardner-struktura-razuma-teoriya-mnozhestvennogo-intellekta.html, свободный (дата обращения: 24.11.2015)

4. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938, свободный (дата обращения: 22.12.2015).
Information about the project
Surname Name
Abzalova Liliia
Project title
Modern foreign language teaching techniques
Summary of the project
The project is devoted to a problem of teaching foreign languages. The purpose of the study was to analyse influence of modern foreign language teaching techniques on efficiency of education. It is described in detail the theory of multiple intelligences, developed by an American psychologist Howard Gardner. The work reflects advantages of this theory and presents the way of implementation of it in practice.
Keywords
teaching technique, foreign language, theory of multiple intelligences, efficiency, training, advantage