Регистрация / Вход
Прислать материал

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ ПРЕДМЕТОВ ДЕТЕЙ С ЗПР МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сведения об участнике
ФИО
Дерендяева Ксения Леонидовна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ ПРЕДМЕТОВ ДЕТЕЙ С ЗПР МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Резюме
Всесторонее развитие страны невозможно без граждан. Тем более значительное внимание в обучении требуют к себе дети, чей социальный статус определен как дети с ЗПР.
Ключевые слова
специализированный, величина, счет, прием, игра, форма
Цели и задачи
Цель исследования: обучение счёту предметов через игровую деятельность
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую характеристику детей с зпр младшего дошкольного возраста
2. Подобрать игровые методики для обучения счёту предметов
3. Исследовать обучение счёту детей через игровые методики
Введение

В данное время отмечается увеличение числа детей с проблемами в обучении. Проблема возникает и в том, что не в каждом населённом пункте есть специализированные детские сады и  зачастую дети ходят в обычный детских сад. Воспитатели  работают со всеми ребятами в группе, но учитывая особенности детей с (ЗПР),  подбирают специальные методики для работы.

Особое внимание в младшем дошкольном возрасте следует уделить формированию математических представлений, а именно сравнению групп предметов без их пересчитывания, способом взаимно-однозначного соотнесения. Для этого педагоги используют прием наложения либо располагают сравниваемые предметы один под другим, находят пары, лишние и недостающие предметы. 

Методы и материалы

Первый метод работы был индивидуальный, где мы отдельно с каждым ребёнком проводили занятие.

Затем групповой метод, где группы  разделили по пять человек. В каждой группе мальчики и девочки.

Подавляющее большинство из них правильно называли числа по порядку от 1 до 10. Из них некоторые воспроизводили числовой ряд только до 5 -7  чел.  до 11-15 - 2 чел. до 20 считали 1 чел.

В таблице представлены результаты  (таблица № 1) работы в индивидуальной форме и в групповой. Сколько правильных ответов было  названо в ходе двух методов работы.

 

(Таблица № 1)

 

Форма

Работы

 

Количество и счёт

       Умение

       Считать

                   Знание цифр

Соотнесение цифры с количеством

Уравнивание групп предметов

Количественный и порядковый счёт

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

3 (чел)

 

 

6 (чел)

 

5 (чел)

 

5 (чел)

 

6 (чел)

 

Групповая работа

 

 

8 (чел)

 

 

10 (чел )

 

7 (чел)

 

8 (чел)

 

9 (чел)

             

 

При проведении исследования были использованы следующие игровые упражнения и дидактические игры. Детям предъявлялись задания по следующим разделам:

I.  Количество и счет.

II. Количественные отношения.

III. Размер предметов.

IV. Знание цифр.

 

Описание и обсуждение результатов

Обучение ребенка точным наукам, таких как математика, является сложным процессом, требующим немало усилий, как со стороны педагога, так и воспитанника. Для того чтобы разнообразить процесс обучения, избавить от лишней официальности и повтора, повысить уровень эффективности восприятия и запоминания основных математических азов, занятия наполняют играми, игровыми приемами.

Младшие дошкольники с ЗПР испытывают особенные трудности при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные» структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.

Игровые приемы являются основными приемами, которые используют педагоги на занятиях с детьми с ЗПР. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Обучение счёту предметов младших дошкольников будет эффективно при проведение двух форм, как индивидуальной, так и в групповой форме работы. В групповой форме проводить через игровую деятельность, так ребята во время игры усваивают информацию, но исходя из особенностей психики младших дошкольников с задержкой психического развития,  игровую деятельность должен организовывать и сплотить коллектив, воспитатель.

Ведущими в деятельности младших школьников с ЗПР являются игровые мотивы и интерес. Широкое использование игр и занимательных приемов на занятиях (смешные картинки, шутливая формулировка целей заданий и упражнений, кроссворды, загадки) не только предупредит появление у ребенка ощущения скуки, но и будет способствовать возбуждению интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения, достижения. Формирование счетной деятельности детей дошкольного возраста будет более эффективным, если:

1. в непосредственно образовательной деятельности  будет использоваться комплекс игровых приемов совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения

соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей;

 2. игры и упражнения по обучению счету будут использоваться в самостоятельной деятельности детей и в режимные моменты;

 3. будет проводиться консультативная работа с родителями по формированию у детей счетной деятельности.

Важно узнать, есть ли у ребенка какие-либо положительные ожидания от занятий, цель его участия в занятиях. Если этого всего не придерживаться, для умственного развития детей существенных изменений на приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения не произойдет.

Используемые источники
1. Венгер А.Л. «Психологическое консультирование и диагностика». Практическое руководство. - М., «Генезис», 2001.
2. Сайт Центр развития речи для детей и взрослых. - «Логос», 2010-2011.
3. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
Information about the project
Surname Name
Derendyaeva Xenia
Project title
particularly numeracy subjects of children with mental retardation of preschool age in game activity
Summary of the project
All-round development of the country is impossible without citizens. Moreover, considerable attention in the training identified for children whose social status is defined as children with mental retardation.
Keywords
specialized, value account, reception, game shape.