Регистрация / Вход
Прислать материал

Профессиональные ориентации современной студенческой молодежи

Сведения об участнике
ФИО
Верпатова Оксана Юрьевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тверской государственный технический университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Социальные науки
Тема
Профессиональные ориентации современной студенческой молодежи
Резюме
В данном проекте рассматривается проблема профессионального самоопределения студенческой молодежи, анализируется важность изучения профессиональных ориентаций будущих специалистов, проблем построения профессиональных планов, особенностей профессионального определения студентов.
Ключевые слова
профессиональные ориентации, профессиональное самоопределение, карьера, профессиональные планы, студенческая молодежь
Цели и задачи
Целью данной работы является анализ проблемы профессиональной ориентации современных студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Провести теоретический анализ понятия профессиональной ориентации и его особенностей в молодом возрасте;
- Провести прикладное социологическое исследование, направленное на анализ проблем профессионального самоопределения студентов ТвГТУ.
Введение

Проблему профессионального ориентирования в большинстве научных источников соотносят с ранними стадиями развития личность – школьным возрастом. Считается, что профессиональное ориентирование должно осуществляться в старших классах средней школы и помочь детям в осознании своих умений и навыков, склонностей и возможностей. Однако следует признать, что существующая на данный момент модель профориентационной работы в школах не дает значимого эффекта, в результате чего ВУЗы и другие профессиональные учреждения сталкиваются с ситуацией, когда вынуждены обучать студентов, изначально слабо представляющих, с чем они будут иметь дело в данной профессии.

Методы и материалы

Анализ научной литературы, Анкетирование

Описание и обсуждение результатов

- На сегодняшний момент не приходится говорить о хорошо развитой системе профессионального ориентирования на средней ступени образования, поскольку большинство абитуриентов делают свой выбор практически в последний момент;

- Среди причин, по которым студенты выбрали свой ВУЗ, лишь небольшая доля причин, связанных с позицией самого индивида, большинство из них так или иначе связаны с ориентации на мнение «другого», что так же нельзя назвать полностью осознанным выбором профессионального пути;

- Большинство студентов продемонстрировали достаточно высокий уровень удовлетворенности своим выборов. Следует отметить, что неудовлетворенность выбором проявляют те категории, которые, как правило, не имели широких возможностей для профессионального выбора. К таким категориям относятся студенты из малообеспеченных семей, а так же студенты, приехавшие поступать из небольших населенных пунктов в области;

- Существенная доля студентов ориентирована на работу по специальности, однако она не является исключительным приоритетом. Более того, высок процент тех, кто не видит для себя перспектив в трудоустройстве по выбранной специальности;

- Профессиональные планы юношей и девушек сильно различаются, девушки не уверены в своей возможности реализоваться в профессии, стремятся к выбору места работы, которая обеспечит им карьеру и стабильность, даже в ущерб заработку, менее ориентированы на трудоустройство по профессии;

- Лишь небольшая доля студентов совмещает работу с учебой, при этом треть из них связала свою настоящую работу с получаемой профессией. Несмотря на то, что большинство планирует уйти с данного места после окончания учебы, значительная доля (главным образом девушки) выразили сомнение в необходимости данного действия;

- Студенты проявили высокий уровень миграционных настроений, около половины из них планируют искать работу за пределами своего населенного пункта.

Используемые источники
Бендюков, А.М. Ступени карьеры. Азбука профориентации
Берн, Э.Л. Психология человеческой судьбы
Галишникова, М.Н. Этапы профессионального самоопределения подростков
Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка
Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи
Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников
Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования
Климов, Е.А. Как выбирать профессию
Крягжде, С.П. Управление формированием профессиональных интересов
Пряжников, Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики
Information about the project
Surname Name
VERPATOVA Oksana
Project title
Professional orientation of modern students
Summary of the project
This project examines the problem of professional orientation of student's youth, examines the importance of examining the professional orientation of future specialists the problems of building professional plans, the peculiarities of professional orientation of students.
Keywords
professional orientation, professional identity, career, professional plans, students