Регистрация / Вход
Прислать материал

Дедуктивные рассуждения в курсе математики в начальных классах

Сведения об участнике
ФИО
Юшаева Месед Ибрагимовна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Дедуктивные рассуждения в курсе математики в начальных классах
Резюме
В статье обоснована необходимость и возможность формирования у младших школьников умения строить дедуктивные рассуждения, изложены конкретные задания и методические аспекты использования их на уроках математики. Описаны результаты всех трех этапов проведенного эксперимента, которые отражены на диаграммах.
Ключевые слова
Младшие школьники, математика, методика обучения математике, умозаключения, дедуктивные умозаключения, педагогический эксперимент.
Цели и задачи
Разработать методические рекомендации и подобрать задания по математике, которые способствовали бы развитию умения строить дедуктивные умозаключения при решении различных задач и примеров.
Введение

Умение строить дедуктивные рассуждения (умозаключения) является основным методом математической науки и одним из особых средств усвоения курса математики в начальной школе. Уже в младших классах надо проводить определенную работу по формированию умения строить правильные дедуктивные умозаключения. 

Возможность же использования дедуктивных умозаключений в начальных классах на первый взгляд довольно ограничена, тем не менее, дедуктивные рассуждения следует использовать при изучении начального курса математики, так как именно они воспитывают строгость, четкость и лаконичность мышления.

Методы и материалы

Наблюдение, эксперимент, задания на констатирующем, формирующем и контрольном этапах (приложения) и методические материалы.

Описание и обсуждение результатов

При выполнении заданий на констатирующем этапе, у детей возникали трудности в построении логических цепочек, опираясь на дедуктивные рассуждения. На контрольном этапе дети допускали меньше ошибок при ответах на вопросы и выполнении практических заданий. Все это говорит о том, что составленные нами задания и соответствующая методика формирования у учащихся умения строить дедуктивные рассуждения хорошо повлияли на усвоение знаний по математике.

Используемые источники
1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах М.: Академия, 2001. - 288 с.
2. Лехова В. П. Дедуктивные рассуждения в курсе математики начальных классов. – Начальная школа, 1998, № 5, С. 28-31;
3. Магомеддибирова З.А., Юшаева М.И. Дедуктивные умозаключения. Материалы внутривузовской научно-практической конференции 26 марта 2015 г. / Дагестанский государственный педагогический университет, факультет начальных классов. – Махачкала, 2015.
4. Стойлова Л. П. Математика. – М., «Академия», 2007, С. 96;
5. Стойлова Л. П., Пышкало А. М. Основы начального курса математике. – М., «Просвещение», 1988, С. 32;
Information about the project
Surname Name
Yushaeva Mesed
Project title
Deductive reasoning in the course of mathematics in primary school
Summary of the project
The article substantiates the necessity and possibility of formation at younger schoolchildren of ability to build a deductive reasoning set out specific tasks and methodical aspects of using them in a math class. The results of all three stages of the experiment, which are reflected in the charts.
Keywords
Younger students, math, reasoning, deductive reasoning, pedagogical experiment.