Регистрация / Вход
Прислать материал

Анализ и результаты реализации коррекционно-образовательной программы «Здоровая и счастливая» на примере учащихся Тверского региона

Сведения об участнике
ФИО
Байкова (Цыганкова) Александра Игоревна
Вуз
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Науки о жизни и медицина
Раздел области наук
Клиническая медицина и науки о здоровье
Тема
Анализ и результаты реализации коррекционно-образовательной программы «Здоровая и счастливая» на примере учащихся Тверского региона
Резюме
В работе представлены результаты реализации коррекционно-образовательной программы «Здоровая и счастливая» среди девочек и девушек Тверского региона
Ключевые слова
образ жизни, способствующий формированию здорового женского организма; репродуктивное здоровье; программа «Здоровая и счастливая»
Цели и задачи
Цель научного исследования.
Оценить результаты реализации коррекционно-образовательной программы «Здоровая и счастливая» на примере учащихся Тверского региона.
Задачи научного исследования.
1. Провести исходное и контрольное тестирование уровня знаний девочек-подростков и девушек, учащихся Тверского региона, по вопросам подготовки к будущему материнству.
2. Провести исходное и контрольное соматоскопическое и соматометрическое обследование девочек-подростков и девушек, учащихся Тверского региона.
3. Провести с девочками-подростками и девушками, учащимися Тверского региона, занятия по программе «Здоровая и счастливая».
4. Оценить динамику образовательного уровня и соматометрических параметров девочек-подростков и девушек, учащихся Тверского региона.
5. Оценить образовательный и корригирующий эффект программы «Здоровая и счастливая».
Введение

На настоящий момент в целом по России сохраняется рост числа детей, родившихся с патологией ЦНС и именно травматического генеза. Как причину этого исследователи указывают недостижение девушками необходимого уровня соматического развития к моменту первых регул [3], отклонение в конституции, формирующееся в силу нарушенного гормонального фона, асимметричное взаиморасположение костей таза роженицы [1]. Авторы указывают на необходимость разработки специальных корригирующих и оздоровительных программ [2]. Нами была разработана коррекционно-образовательная программа, целью которой стало обучение девочек-девушек 14-22 лет навыкам образа жизни, способствующего формированию здорового женского организма. 

Методы и материалы

Материалом для исследования стали девушки-студентки ТГМУ в возрасте 17,5±0,5 лет (n=200), девочки-подростки учебных заведений г.Твери и Тверской области (n=194, возраст 15±1). На первом этапе девушкам было проведено соматометрическое и соматоскопическое обследование с целью определения уровня физического развития и правильности формирования женского организма; а также – интервьюирование с целью оценки информированности по вопросам образа жизни, способствующего правильному формированию женского организма [2,3,5,8,10,12,14,16,17]. На втором этапе в течение 10 месяцев с девушками подростками и студентками были проведены теоретические, методические и практические занятия по программе «Здоровая и счастливая» [9]. На третьем этапе было проведено контрольное интервьюирование, и также тестирование уровня знаний, практических навыков и умений организации образа жизни в направлении формирования здорового женского организма, а также соматометрическое и соматоскопическое обследование. Полученные данные обрабатывались с помощью компьютерной программы «Декле» [11]. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием электронного табличного процессора «Microsoft Excel» с вычислением среднеарифметического значения и ошибки среднего арифметического. Достоверность различий показателей оценивалась по t-критерию Стьюдента.

Описание и обсуждение результатов

По данным интервьюирования у 99% опрошенных девочек и девушек, учащихся Тверского региона, установлен низкий уровень знаний по вопросам образа жизни, способствующего формированию здорового женского организма.

Более чем у 40% обследованных выявлено отставание соматического развития и полового созревания: уровень физического развития ниже среднего - у 31,1%, инфантильный тип конституции – у 48,9%, длинноногость – у 35,6%, узкая грудная клетка – у 65,4%, астенический тип телосложения – у 33,8%, асимметричное взаиморасположение костей таза - у 95,6%, отставание полового созревания  - у 55,6%.  

При повторном обследовании выявлена динамика в формировании опорно-двигательного аппарата: незначительная (p>0,05) в направлении соматического развития и значительная в отношении коррекции асимметрии взаиморасположения костей таза (у 35,6% ) (p<0,01). У 10,9% девушек-подростков и девушек-студенток установилась менструальная функция. Повторное тестирования статической выносливости мышц, прикрепляющихся к костям таза, позволили установить её увеличение у всех занимающихся с высокой степенью достоверности (p<0,01; p<0,001).

По данным контрольного интервьюирования установлено повышение уровня знаний по вопросам образа жизни, способствующему формированию здорового женского организма у 97% (p<0,001). 

Используемые источники
1. Азатян К.А., Саарян О.Т., Саакян С.В. Анализ влияния асимметричного взаиморасположения костей таза матери на последствия конфигурации головки новорождённого// Материалы V Международного Конгресса «Молодое поколение ΧΧΙ века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья»/ под ред. А.А.Северного, Ю.С.Шевченко. Москва, 24-27 сентября 2013г. – М.: ООО ONEBOOK.RU. – 381с.
2. Лопатина Л.А., Сереженко Н.П., Анохина Ж.А. Антропометрическая характеристика девушек по классификации Дж.Таннера/ Фундоментальные исследования №12, 2013 – с.504-508.
3. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216с.:ил.
Information about the project
Surname Name
Baykova (Tsygankov) Aleksandra Igorevna
Project title
Analysis and results of the correctional and educational program "Healthy and Happy" an example of the Tver region's students
Summary of the project
The paper presents the results of the author (author Pakleva MV, supervisor of Bulanov EV) correction and a comprehensive educational program "Healthy and Happy" for the formation of adolescent girls and young women, students of the Tver region, motivation and skills of healthy lifestyle, allowing to form a healthy female body, and otsenёn corrective effect on the program of activities: relative position of the pelvis correction of more than 60%, the formation of menstrual function in 10.9%, raising awareness on the lifestyle, contributes to a healthy female body and mastery of his organization skills in 97% (p <0,001).
Keywords
lifestyle, contributing to the formation of a healthy woman's body; reproductive health; program "Healthy and Happy"