Регистрация / Вход
Прислать материал

Изучение распространенности буллинга в образовательной среде

Сведения об участнике
ФИО
Кудасова Екатерина Андреевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Изучение распространенности буллинга в образовательной среде
Резюме
Д.Олвейс (D. Olweus) одним из первых исследователей описал проявления буллинга, наполнив его психологическими и интеллектуальными аспектами и собственно ввел в обиход науки и социальной практики новый термин - «bullying». Ученик подвергается буллингу или является жертвой, когда он или она становятся целью неоднократных и периодических негативных действий со стороны одного или нескольких учеников». Подростки чаще всего повергаются буллингу в школе. Наиболее распространенным является вербальный буллинг, который включает в себя распространение слухов, крики матом, уничижительные термины, около 77% школьников подвергаются данному типы воздействия
Ключевые слова
буллинг, насилие, подростки, школа
Цели и задачи
Целью данного исследования является выявление, описание и объяснение социально-психологических закономерностей проявления насильственных действий подростками в отношении друг друга (на примере общеобразовательной школы).
Конкретные задачи данного исследования:
1. Оценка распространенности буллинга в образовательных учреждениях на основе валидных измерительных инструментов, прошедших процедуру культурной адаптации в России;
2. Выявление группы подростков обидчиков (“bullies”). Оценка особенностей развития их субъектности;
3. Выявление характера и степени влияния личностных факторов подросткового буллинга;
Введение

Проблема насилия в целом в современном обществе и проблема насилия и жестокого обращения с детьми в частности является одной из самых острых и актуальных. В ежегодных государственных докладах "О положении детей в Российской Федерации" приводятся статистические данные, характеризующие критическое положение детей в современной России: рост количества детей, оставшихся без попечения родителей;  высокий уровень количества детей и подростков, совершивших преступления и стоящих на учете. Подростки чаще всего повергаются буллингу в школе. Издевательства в школе является всемирной проблемой, которая может иметь негативные последствия, как для общего школьного климата, так и для каждого учащегося. 

Методы и материалы

В исследовании будут применяться следующие методологические принципы: представление о целостности человека, единстве социального и биологического в человеке (Б.Г.Ананьев); теория деятельности (А.Н.Леонтьев); теория регуляции социального поведения (В.А.Ядов); принципы социокультурной детерминации психических процессов (Г.М.Андреева, Л.С.Выготский, А.И.Донцов, Б.Ф.Поршнев, Т.Г.Стефаненко и др.); теория когнитивного диссонанса и социального сравнения (Л.Фестингер); принципы системного подхода (Б.Ф.Ломов); представления о влиянии непосредственного социального окружения (Е.С.Кузьмин); подход к изучению процессов социального познания в контексте реальных социальных групп (Г.М.Андреева).

Основные выборки исследования:

подростки в возрасте от 11-12 лет, обучающиеся в общеобразовательных школах в 7-х классах

В исследовании будут использованы следующие методы:

  1. Диагностики структуры субъектности подростка (ЕН Волкова, ИА Серегина)
  2. Шкала психологического благополучия К. Рифф
  3. Трудностей и успехов SDQ (R.Goodman)
  4. Шкала интернального - экстернального контроля  Дж.Роттера
  5. Методика Олвеуса
  6. Методика Стамбуловой для оценки волевых качеств
Описание и обсуждение результатов

В исследовании было выявлено, что не сталкиваются с ситуаций буллинга 46 % подростков от общего числа выборки. Важно отметить, что больше половины учеников - 54% постоянно сталкиваются с ситуацией буллинга в повседневной жизни. Полученные данные соответствуют различным кросс-культурным исследованиям, проведенным в России и зарубежных странах, в которых отмечается, что с ситуацией буллинга сталкивается от 15 до 45% детей в возрасте 12-16 лет. Среди тех подростков, которые постоянно сталкиваются с ситуацией буллинга выявлено, что 47% из них являются жертвами, т.е. подвергаются буллингу, но сами буллинг по отношению к другим детям не используют. 39% подростков и используют и подвергаются буллингу. И только 14% подростков являются «чистыми» буллерами, которые используют буллинг, но сами не подвергаются буллингу. 

Подростки, учащиеся в общеобразовательных школах действительно больше стремятся к развитию, открыты новому опыту, воспринимают себя готовыми к росту, саморазвитию, реализации своего потенциала. У них так же наблюдается положительная оценка своих возможностей и увеличение эффективности своих действий с течением времени в соответствии со своими познаниями и достижениями. 

У подростков опыт переживания насилия сильно связан с их социальным самочувствием и наличием у них успехов и трудностей. Буллинг как и любое насилие приводит к травматичным последствиям для всех его участников. Высокая распространенность буллинга в коллективе сверстников порождает у подростков признание факта превосходства силы в решении любых вопросов и проблем. Часто буллинг воспринимается как приемлемый и социально-одобряемый  способ установления социальных отношений. 

Используемые источники
1.Волкова Е.Н., Исаева О.М. Школьное и домашнее насилие: взаимосвязь и взаимная обусловленность // Психологическая наука и образование. 2013. №4. С. 56-64.
2.Волкова Е. Н. Насилие и жестокое обращение с детьми: причины, источники, последствия, решения. СПб.: Книжный дом, 2011. 248 с.
3.Волкова Е.Н. Проблемы изучения распространенности и выявления случаев насилия над детьми // Национальный психологический журнал. М., 2007. №1 (2).

Information about the project
Surname Name
Kudasova Ekaterina Andreevna
Project title
A study of the prevalence of bulling in an educational environment
Summary of the project
D. Olweus one of the first researchers described the manifestations of bullying, filling his psychological and intellectual aspects and actually coined science and social practice, a new term - "bullying". The student is subjected to bullying or is a victim when he or she become the target of repeated and periodic negative actions on the part of one or more students". Teens often subject to bullying at school. The most common is verbal bullying, which includes spreading rumors, yelling obscenities, derogatory terms, about 77% of students are exposed to the impacts
Keywords
bullying, violence, teenagers, school