Регистрация / Вход
Прислать материал

Применение проектных методик с использованием мультимедийных средств при обучении иностранному языку детей с ЗПР

Сведения об участнике
ФИО
Мерзлякова Александра Николаевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Применение проектных методик с использованием мультимедийных средств при обучении иностранному языку детей с ЗПР
Резюме
Проект направлен на решение проблемы нехватки методических разработок для обучения детей с ЗПР иностранному языку. Авторы рассматривают особенности использования метода проектов и мультимедийных средств обучения иностранному языку детей с ЗПР; особое внимание уделяется их психологическим характеристикам, влияющим на процесс обучения. Авторы проекта, изучив значительный объём теоретического материала, приходят к выводу, что данные средства обучения являются наиболее эффективными. Целью проекта является разработка рекомендаций и анализ эффективности использования метода проектов и мультимедийных средств при обучении детей с ЗПР иностранному языку.
Ключевые слова
задержка психического развития, иностранный язык, метод проектов, мультимедийные средства
Цели и задачи
Цель работы – выявить особенности обучения детей с задержкой психического развития иностранному языку и разработать рекомендации по организации их учебного процесса; проанализировать эффективность использования метода проектов и мультимедийных средств при обучении детей с ЗПР.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие проектной методики как педагогической технологии, выявить специфику её использования на уроках иностранного языка;
• изучить особенности мультимедийных средств и их педагогические возможности в образовательном процессе в целом и при обучении иностранному языку в частности;
• исследовать общие особенности детей с задержкой психического развития и их влияние на обучение иностранному языку;
• опросить студентов-практикантов и работающих школьных учителей, на выявление проблем при обучении детей с ЗПР иностранному языку;
• реализовать проект с детьми во время прохождения педагогической практики «Иностранный язык без границ»;
• проанализировать опыт работы с детьми с ЗПР во время прохождения педагогической практики.
Введение

Последние несколько лет студентам педагогических вузов, не получающим специальное образование, во время прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе приходится сталкиваться с обучением детей с задержкой психического развития. Это явление связано с реализацией инклюзивного образования в России. Психологические особенности детей с ЗПР требуют особого подхода к их обучению и воспитанию, который можно реализовать с помощью метода проектов с использованием мультимедиа средств. Подобная форма работы, являясь многофункциональным средством обучения иностранному языку, способствует всестороннему развитию личности и помогает реализовать принципы личностно-ориентированного обучения.

Методы и материалы

В данном проекте используются такие методы исследования, как анализ и синтез научной литературы, классификация, наблюдение.

В процессе разработки ключевых вопросов курсовой работы были использованы труды таких известных авторов как Н.Ю. Пахомова (проектная деятельность в школе), Е.С. Полат (иностранные языки, метод проектов, теория и практика дистанционного обучения), И.Г. Макаревич (дистанционное обучение немецкому языку), Т.А. Власова (детская психология и  дефектология), М.С. Певзнер (психиатрия, психология, дефектология, педагогика), и др.

Описание и обсуждение результатов

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы о применении проектных методик с использованием мультимедиа при обучении иностранному языку в классах ЗПР:

  1. мультимедийные средства обучения обладают большим мотивационным потенциалом в изучении иностранного языка;
  2. учащиеся ближе знакомятся  с культурой страны изучаемого языка;
  3. дети приобретают навыки коллективной работы, и одновременно реализуется личностно-ориентированный подход;
  4. во время работы над проектом у детей развиваются и совершенствуются навыки чтения, письма, говорения и аудирования, а также навыки сбора и обработки информации;
  5. учащиеся понимают ценность и важность изучения иностранного языка, т.к. могут использовать свои знания на практике, получая при этом реальный результат;
  6. активизируются и развиваются процессы воображения и мышления детей;
  7. развивается мелкая моторика детей, эстетически обогащается их внутренний мир.

Применение разработанных в курсовой работе рекомендаций в обучении детей с ЗПР иностранному языку будет способствовать развитию:

  • творческих  способностей  школьника,  его  фантазии, любознательности;
  • способности  ученика  к  социальному  взаимодействию (умение  работать в парах, группах, находить  и  устанавливать  контакт  с  партнёром  по общению, адекватно  реагировать  на  его  просьбы  и  пр.);
  • чувства  осознания  себя  как  личности, принадлежащей  к  определенному  культурному  и  языковому  сообществу;
  • позитивного  и  внимательного  отношения  к  языкам (родному  и  иностранному).

Данный проект имеет множество перспектив. Следует провести апробацию полученных рекомендаций, провести анализ и устранить все недостатки. Следует увеличить количество готовых разработок для проектной деятельности, подготовить сценарии разработки проектов по конкретным программным темам.

До сегодняшнего дня разработаны общие рекомендации для использования метода проектов с детьми с ЗПР. В дальнейшей работе планируется подготовить специализированные рекомендации для каждой ступени обучения. Кроме того, возможно обратиться к гендерному аспекту вопроса обучения иностранному языку детей с ЗПР. 

Используемые источники
1. Арапова, С.А. Мультимедийные средства обучения на уроке иностранного языка
2. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии
3. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Электронный ресурс] : руководство практического психолога
4. Макаревич, И.Г. Использование средств мультимедиа на уроке немецкого языка
5. Е.С. Полат, М.Ю. Буханкина, М.В. Моисеева,Теория и практика дистанционного обучения
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов
7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка
8. Томина Е.Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность

Information about the project
Surname Name
Merzliakova Aleksandra
Project title
Appliance of project method and multimedia tutorial in foreign language acquisition of children with mental retardation
Summary of the project
This project is directed to the problem resolution of shortage of methodical developments in foreign language acquisition of children with mental retardation. The authors consider peculiarities of using of project method and multimedia tutorial in foreign language acquisition of these children; the special attention is paid to their psychological characteristics influencing teaching process. Authors of the project, having studied a huge volume of theoretical material, draw a conclusion that these tutorials are the most effective. Project objective is development of recommendations and efficiency analysis of use of a project method and multimedia tutorial in foreign language acquisition of these children.
Keywords
mental retardation, foreign language, project method, multimedia tutorial