Регистрация / Вход
Прислать материал

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ И НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТСТНОГО ПОДХОДА

Сведения об участнике
ФИО
Шкаберина Гузель Шарипжановна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский государственный технологический университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Информационные технологии и вычислительные системы
Раздел области наук
Информационные технологии
Тема
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ И НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТСТНОГО ПОДХОДА
Резюме
Проведена разработка эвристических методов на основе аппарата нечеткой логики и нейронных сетей для повышения эффективности разработки учебных планов. Предложена методика оптимизации разработки учебного плана на основе данных методов. Предложена методика численной оценки профессиональных компетенций выпускника.
Ключевые слова
нечеткая логика, основная образовательная программа, коэффициента корреляции Пирсона, критерий t-Стьюдента
Цели и задачи
Целью работы является построение целевой функции для повышения эффективности разработки учебных планов на основе аппарата нечеткой логики и нейронных сетей. Для достижения поставленной цели проведен анализ и обзор формальных методов и средств компетентностного подхода; исследованы различные средства построения учебных планов; изучены подходы, позволяющие установить взаимосвязь компетенций и дисциплин для формализации построения учебного плана, рассмотрены методики численной оценки профессиональных компетенций выпускника на основе результатов изучения дисциплин в течении всего периода обучения.
Введение

В настоящее время процесс разработки учебного плана, основанный на опыте и интуиции специалистов, нуждается в серьезном совершенствовании и научном обосновании. Требуется построить такой учебный план, который обеспечивал бы качественную подготовку выпускника вуза в соответствии с требованиями образовательных и профессиональных стандартов, востребованности работодателей.Многолетний опыт подготовки специалистов в области ИТ отрасли, позволяет утверждать, что требования работодателей меняется как минимум раз в два года, а это значит , что и знаниевые компетенции устаревают, и следовательно надо уметь предвидеть появление новых компетенций, расставлять акценты на перспективные компетенции [3,4].

 

Методы и материалы

коэффициента корреляции Пирсона, критерий t-Стьюдента

 

Описание и обсуждение результатов

Проведенные исследования в работе позволяют сделать следующие выводы: необходимо постоянно проводить анкетирование работодателей, выпускников высших учебных заведений с периодичностью одни раз в год, чтобы учесть целевую установку работодателей и не прийти к однобокой подготовке бакалавров. Также на основе кластерного разбиения профессиональных компетенций можно четко проследить истинность выполнения ООП по программам академического и прикладного бакалавриата. Предложен алгоритм оптимизации учебного плана с учетом следования дисциплин друг за другом на основе входящих и исходящих элементов компетенций на основе методов нечеткой логики и нейронных сетей.

Используемые источники
1. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]
2. Богословский, В.А. и др., Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-методическое пособие Под ред. С.В. Коршунова. – М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 212 с. ,
3. Пискунова, Е.М. Определение компетенций в образовательных программах
4. Кох, Е.Л. Обработка и дешифрация результатов контроля составляющих компонентной структуры компетенций, В.И. Фрейман, А.А.-Южаков.
5. Шкаберина Г.Ш., Доминирующая компетенция в основной образовательной программе, Рудакова Г.М. [электронный ресурс].
6. Евсюкова Е.А., Решение задач нечеткой логики в среде Mathcad [электронный ресурс].-
Information about the project
Surname Name
Shkaberina Guzel
Project title
Application of the methods of fuzzy logic and neural networks for optimization of the designing the educational programs’ curriculums on the base of competence approach
Summary of the project
The developing of the heuristic methods for the rising of the efficiency of curriculums design was carried out on the base of instruments of fuzzy logic and neural networks. The method of optimization of the designing the curriculum on the base of considered methods was proposed as well as method of numerical assessment of professional competences of the graduate
Keywords
fuzzy logic, the primary education program, Pearson product moment correlation coefficient, Student’s t-criterion