Регистрация / Вход
Прислать материал

Проблемы профессионального самоопределения подростков

Сведения об участнике
ФИО
Хубиева Альмира Али-Магометовна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Социальные науки
Тема
Проблемы профессионального самоопределения подростков
Резюме
В работе рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются подростки в процессе профессионального самоопределения. Проведено социологическое исследование среди учащихся старших классов города Карачаевска. По результатам исследования сделаны выводы и внесены предложения по решению проблем профессионального самоопределения подростков.
Ключевые слова
подросток, профессиональное самоопределение, выбор профессии, мотивы деятельности, образование, притязания, жизненные ориентиры
Цели и задачи
Цель исследования заключается в выявлении сильных и слабых сторон способов профессионального самоопределения подростков и разработка рекомендаций по повышению эффективности мер его регулирования.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
1. уточнить сущность процесса профессионального самоопределения;
2. рассмотреть особенности профессионального самоопределения подростков;
3. изучить формы социальной политики государства в области занятости подростков;
4. предложить практические рекомендации по повышению эффективности способов регулирования процесса самоопределения подростков.
Введение

 

Профессиональное самоопределение подростков сопряжено с множеством противоречий и трудностей, отражающих актуальные макросоциальные процессы и тенденции, протекает в условиях нестабильности и реформирования системы образования.

  Подростки нуждаются в государственной поддержке с тем, чтобы ориентироваться на рынке трудовых ресурсов для  выстраивания жизненных планов. Возникает вопрос о продуманной целенаправленной системной деятельности по профессиональному самоопределению подростков.

Объект исследования - процесс профессионального самоопределения подростков.

Предмет исследования – способы и механизмы профессионального самоопределения подростков в условиях рыночной экономики.

 

 

 

Методы и материалы

Для адекватного анализа особенностей профессионального самоопределения подростков нами было проведено социологическое ис­следование среди учащихся старших классов школ Карачаевского городского округа «Жизненные планы подростков».Кратко о методическом аспекте исследования. Нами был использован опросник, который включает  ряд вопросов о профессиональных планах, о роли школьника в обществе. Примененные методики позволили охватить широкий спектр изучаемого явления, раскрыть его причинно-следственные связи. Выборка репрезентативная, применялся стратифицированный метод. Исследованием был охвачен  82  учащихся, в том числе 38 юношей и 44 девушек. Репрезентатив­ными признаками исследования выступали: пол, возраст, школа, социальное положение роди­телей.

Особый интерес представляет определение направленности ориентации молодых людей на конкретные отрасли народного хозяйства. Опрошенные больше всего жела­ют трудиться в госаппарате (56%). Школьники продемонстрировали незначительный интерес к труду в  отраслях материального производства. 

Наиболее предпочтительными профессиями считаются: юрист- 42%; экономист - 37,3%; врач - 23%.

Выстраивая ближайшие жизненные планы, подростки хотят посту­пить в вуз на дневную форму обучения, их число достигает 88,6%. Продолжение обучения расценивается как средство достижения определенных целей, а не способ саморазвития. У половины опрошенных представления о будущей профессии низкие, т.е. требования  к профессии еще не осознаны.

 

Описание и обсуждение результатов

 На основе полученных данных были сделаны следующие выводы относительно особенностей профессионального самоопределения подростков в современных условиях:

  • в процессе профессионального самоопределения подростки ориентированы на такие виды деятельности, которые считаются престижными в обществе;
  • родители оказывают значительное влияние на выбор профессии;
  • профессиональная деятельность, трудоустройство, работа в соответствии с полученными в процессе образования знаниями и навыками являются одной из главных жизненных ценностей;
  • для большинства подростков, опрошенных нами, успешное профессиональное самоопределение и трудовая деятельность являются способом достижения материального благополучия.  В то же время немногие указали среди мотивов на возможность использовать с помощью выбранной профессии свои способности и таланты.
  • наблюдается слабая степень информированности о выбираемой профессии
  • Ограниченные возможности будущего карьерного роста, изменения профессионального и социального статуса личности — одна из главных причин, порождающих потребительскую ориентацию и поведение подростков. Это не означает, что психология подростков в со­временном обществе обречена раз­виваться по пути «потребительства». Такой вывод озна­чал бы упрощение реального процесса, раздувание од­ной из его тенденций.  Однако как одна из моделей оно имеет место.                                      Для успешного решения проблем профессионального самоопределения подростков считаем необходимым:

1. объединить усилия учреждений, разрозненно занимающихся проблемами профессионального самоопределения подростков;

2. важной составляющей совместной работы является дифференцированный подход и опора на инновационный характер молодежной деятельности, максимальное использование информационных технологий;

3. использовать важный ресурс – волонтерское движение. Привлечение не только студентов ВУЗов, но и школьников старших классов даст возможность охватить максимальное количество подростков, а также преодолеть межпоколенческий барьер.

4. максимально использовать индивидуальный подход.  Индивидуальное консультирование в выборе будущей профессии даст более ощутимые результаты, чем стандартные подходы.

5. информационная работа должна быть направлена и на работодателей, которые потенциально готовы принимать на подходящую работу подростков или даже готовы предлагать им обучение у себя на производстве.

6. ориентация на моделирование карьеры, прежде всего, в области информационных технологий. Сознание подростков подготовлено к восприятию новых сфер деятельности, привязанных к информационным технологиям, но они не владеют информацией о возможностях работы в так называемых виртуальных предприятиях. Компьютерная отрасль, сектор массовой информации, банки, страховое дело являются пионерами в области создания виртуально связанных рабочих мест с использованием телекоммуникации.

 

Используемые источники
Абульханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности; Божович Л.И. Избранные психологические труды; Божович Л.И. Проблемы формирования личности ; Браччи Дж. Новые формы занятости и информационные технологии; Винтина И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников; Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Кон, И. С. Психология ранней юности; Маслоу, А. Мотивация и личность. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение: теория и практика.
Information about the project
Surname Name
Khubieva Almira Ali-Magometovna
Project title
Problems of professional self-determination of teenagers
Summary of the project
The paper discusses the challenges faced by teenagers in the process of professional self-determination. Among high school students of the city Karachaevsk was conducted sociological research analysis. By results of research are made conclusions are drawn and offers for the solution of problems of professional self-determination of teenagers

Keywords: teenager, professional self-determination, choice of profession, motives of activity, education, claims, life benchmarks
Keywords
teenager, professional self-determination, choice of profession, motives of activity, education, claims, life benchmarks