Регистрация / Вход
Прислать материал

Развитие самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности

Сведения об участнике
ФИО
Мухортова Ксения Эркиновна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Развитие самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности
Резюме
В научной работе рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка и математики на успешность формирования самооценки у младшего школьника, которая подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных в процессе диагностики.
Ключевые слова
самооценка, самоценность, младший школьник, продуктивная деятельность
Цели и задачи
Цель– теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность продуктивной деятельности как средства развития самооценки младшего школьника в процессе обучения.
Задачи:
1. изучить подходы к определению понятия «самооценка» в психолого-педагогической литературе.
2. определить психолого-педагогические основы развития самооценки в младшем школьном возрасте.
3. рассмотреть продуктивную деятельность как средство развития самооценки младшего школьника.
4. выявить уровни проявления самооценки учащимися третьих классов в процессе учебной деятельности.
5. реализовать продуктивную деятельность в процессе учебной деятельности в качестве средства развития самооценки учащихся третьего класса в процессе обучения.
Введение

Одним из результатов современного образования младших школьников является умение оценивать результаты своей деятельности. При этом, продуктивная деятельность как процесс создания нового продукта может быть средством развития самооценки ребенка, что и обусловило цель научной работы.

Предмет исследования позволил рассмотреть влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, а эффективность подтверждена выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных с помощью диагностической методики.

 

Методы и материалы

Формирование умения обосновывать правильность выполнения задания реализовывалось на уроках-исследованиях, проводимых по темам предмета «Русский язык» («Части речи» и «Корень слова») и «Литературное чтение». На уроках математики создавался  проект «Математическая сказка». 

Помимо этого ежедневно на уроках организовывались продуктивные действия: придумывание предложений, рассказов, задач, математических выражений и другие. 

К урокам окружающего мира учащиеся готовили презентации о своем городе («Экскурсия по городу», «Природа моего города»).

Умения обосновывать правильность выполнения задания и давать содержательную оценку своим действиям и действиям других основаны на критериальной оценке деятельности- совместное определение критериев оценки результативности работы учителем и учащимися.  Письменной фиксацией критериальной самооценки служила линеечка Г.А. Цукерман. Формированию умения оценивать свои возможности относительно решения, поставленной перед ним задачи до начала ее решения способствовало на первых порах использование методики Светофор. Получив на уроке задание, учащиеся сигнализировали учителю о готовности приступить к его выполнению. Через две недели подключился приме технологии развития критического мышления – таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал». Аналогично применялись другие методики.

Описание и обсуждение результатов

На констатирующем этапе осуществлялся выбор диагностических методик и определение уровня проявления самооценки третьеклассниками на начало эксперимента.

Результаты диагностики выявили, что у большинства учащихся третьих классов развитие самооценки находится на уровне адекватной ретроспективной оценки, что указывало на неумение детьми самостоятельно соотносить свои возможность со сложностью задания и умением его выполнять, что обозначало низкий уровень сформированности у них самооценки и мотивировало организацию формирующего эксперимента.

Формирующий этап эксперимента был направлен на развитие самооценки в соответствии с выделенными критериями в процессе учебной деятельности при изучении различных учебных предметов на основе применения разнообразных педагогических технологий продуктивной деятельности: исследовательская; развитие критического мышления; проектная; информационная.

 Таким образом, внедрение в практику педагогических технологий продуктивной деятельности, обусловленное требованием ФГОС к реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников и формированию умения учиться, закономерно способствовало и развитию самооценки обучающихся.

 На контрольном этапе эксперимента провели повторную диагностику проявления самооценки учащимися контрольного и экспериментального классов, с помощью диагностических методик, которые применялись и на констатирующем эксперименте

Интерпретируя результаты диагностики на контрольном этапе в сопоставлении с результатами констатирующего этапа, определили динамику изменений. Так, в экспериментальном классе увеличилось количество учащихся, проявляющих адекватную ретроспективную оценку (+2). В соответствии с результатам диагностики в экспериментальном классе не осталось учащихся, у которых мы фиксировали отсутствие самооценки. Ребята, проявляющие самооценку на уровне неадекватной прогностической оценки, продемонстрировали устойчивость своей позиции. Следует отметить, что исследование имело кратковременный характер, поэтому значительной динамики изменений в развитии самооценки младших школьников не зафиксировано, тем не менее, полученные результаты динамики изменений в проявлении самооценки младшими школьниками, позволяют констатировать об эффективности продуктивной деятельности в качестве средства развития самооценки младшего школьника. Поскольку, считаем, что благодаря формирующему эксперименту  удалось у учащихся экспериментального класса активизировать исследовательскую деятельность, результаты которой они активно представляли и защищали на научно-практической конференции и творческих конкурсах.  

Используемые источники
1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Керне; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
2. Дуил, В.А. Критерии оценки учебной деятельности в начальной школе /В.А. Дуил /Начальная школа + до и после. – 2009.-№8.-С.84.
3. Захарова, А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности/ А.В. Захарова. – М.: Просвещение, 1997. – 176 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли./ Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2010. – 152 с.
5. Серёжникова Р.К. Субъектность как смыслосодержание акмеологического развития обучающегося// Педагогические основы становления субъектности в образовательном пространстве: проблемы, поиск, решение: Сборник научных трудов участников ІІІ международной научно-практической конференции/Под. ред. Р.К.Серёжниковой.– Биробиджан,2014. С.14-18.
Information about the project
Surname Name
Mukhortova Kseniya
Project title
Development of self-assessment of Junior schoolchildren in the process of educational activity
Summary of the project
One of the results of modern education of younger students is the ability to assess the results of their activities. Thus, productive activities as the process of creating a new product can be a means the formation of the self-esteem of the child, and that led to the goal of scientific work.
The subject of the study made it possible to consider the influence of productive activities on the lessons of Russian language to the success the formation of the self-esteem of of younger pupils, and the effectiveness is confirmed by the identification of the dynamics in its manifestation on the basis of quantitative indicators identified by using diagnostic methods.
Keywords
self-concept, self-worth, junior high school student, productive activity