Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка элективного курса «Основы компьютерной графики» для профильных классов химико-биологического направления

Сведения об участнике
ФИО
Сиваченко Анна Андреевна
Вуз
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" в г. Нижнем Тагиле
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Информационные технологии и вычислительные системы
Раздел области наук
Информационные технологии
Тема
Разработка элективного курса «Основы компьютерной графики» для профильных классов химико-биологического направления
Резюме
На сегодняшний день ощущается недостаток профильных элективных курсов по компьютерной графике для классов химико-биологического направления, что в некоторой степени влияет на формирование информационной компетентности и профессиональную мобильность будущего выпускника, который уже определился со своей будущей профессиональной областью. Нами предложен элективный курс, который должен компенсировать этот недостаток на уровне допрофессиональной подготовки.
Ключевые слова
элективный курс, информатика, электронное пособие, химико-биологический профиль
Цели и задачи
Цель: разработка элементов элективного курса по информатике «Основы компьютерной графики» для профильных классов химико-биологического направления
Для решения вышеуказанной проблемы исследования были поставлены задачи.
1. Проанализировать нормативно-правовую основу для разработки и организации элективного курса.
2. Рассмотреть формы и методы преподавания компьютерной графики.
3. Рассмотреть возрастные особенности старших школьников.
4. Разработать методику построения элективного курса «Основы компьютерной графики» для профильных классов.
5. Провести опытно-поисковую работу.
Введение

Актуальность обусловлена тем, что в профильных классах химико-биологического направления в данный период времени, нет разработанных программ по компьютерной графике, умение работать в векторных графических редакторах является значимой частью информационной компетентности ученика. В УМК профильного курса «Информатики и ИКТ» тема «Компьютерная графика» как самостоятельный раздел не выделена. Поэтому при разработке элективного курса «Основы компьютерной графики» в профильном классе мы учли профессиональную направленность учащихся и разработали практические работы по информатике связанные биологией.

Методы и материалы

Использовался опытно-поисковый метод, средства для разработки электронного пособия TurboSite, а также графический редактор Inkscape для разработки лабораторного практикума.

Описание и обсуждение результатов

Перед началом построения элективного курса «Основы компьютерной графики» мы рассмотрели уже существующие авторские программы, но так как для химико-биологического профиля элективных курсов по компьютерной графике нет, то мы решили взять три элективных курса с физико-математического профиля, проанализировать их: Савкина Тамара Ивановна «Основы компьютерной графики» в 10 классе, Залогова Любовь Алексеевна. «Компьютерная графика» 10-11 класс, Алферова Светлана Геннадьеван «Компьютерная графика» для учащихся 10-11 классов. Исходя из данной таблицы можно заметить, что графический редактор Inkscape изучается параллельно с другими редакторами и итоговой работой после прохождения курса является создание собственного проекта. Продолжительность курса от года до двух учебных лет.

И на основе выбранных авторских курсов мы разработали свой элективный курс для школьников 10-11 классов, профиль «Биология, химия». Методика построения элективного курса основывается на:

  1. Нормативно-правовая база (ФГОС (ГОС), БУП)
  2. Возрастные особенности (10 класс (15-16 лет))
  3. Профиль, по которому обучаются учащиеся (биология-химия)
  4. Использование методов и формы организации учебного процесса (лекции, лабораторные работы, контрольные/самостоятельные работы, контроль качества знаний)

 Элективный курс состоит из 8 тем. Темы представлены на экране.

  1. Введение в компьютерную графику. Методы представления графических изображений.
  2. Знакомство с графическим редактором
  3. Инструменты в векторном редакторе Inkscape
  4. Работа с объектами в графическом редакторе.
  5. Методы упорядочения и объединения объектов в Inkscape
  6. Правила оформления текста в графическом редакторе.
  7. Закраска рисунков в векторном графическом редакторе Inkscape
  8. Рисование с помощью кривых Безье в графическом редакторе.

Курс рассчитан на 34 часа. Из расчета 1 часа в неделю курс будет продолжаться 4 четверти (весь учебный год). При завершении курса учащимся рекомендуется подготовить итоговый проект.

Программа располагает к самостоятельному поиску и самоопределению в выборе профиля обучения.

Нами было разработано пособие (комплекс лабораторных работ). Лабораторные работы направлены на освоении навыка работе в векторном графическом редакторе, а также на запоминание тем по «Биологии».

Используемые источники
Алферова С.Г. «Компьютерная графика» 10-11 класс [Электронный ресурс]. URL: bychiha.ippk.ru/images/progr_annotats/el_info_1011_kl_2014.doc
(дата обращения 24.03.2016).

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2474(дата обращения: 18.04.2015).
Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. С. 173-179. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1617/ (дата обращения: 20.04.2016).
Жокина Н.А., Фёдорова Н.Б. Элективные курсы в системе профильного обучения как средство самоопределения личности школьника / Народное образование. Педагогика. 2010 г., № 14
Information about the project
Surname Name
Sivachenko, Anna Andreevna
Project title
Development of the elective course "fundamentals of computer graphics" for profile classes of chemistry and biology
Summary of the project
To date, there is a lack of specialized elective courses in computer graphics for the classes of chemistry and biology, which to some extent affects the formation of information competence and professional mobility of the future graduate who have already decided on their future professional area. We have proposed elective course, which should compensate for this lack at the level of pre-professional education.
Keywords
elective course, computer science, electronic textbook, chemical-biological profile