Регистрация / Вход
Прислать материал

Особенности использования познавательной беседы о правах в работе с детьми 5–6 лет

Сведения об участнике
ФИО
Мокеева Светлана Владимировна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Вятский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Особенности использования познавательной беседы о правах в работе с детьми 5–6 лет
Резюме
Проект направлен на характеристику познавательной беседы о правах, которые могут быть использованы в работе с детьми 5–6 лет, а также на разработку рекомендаций для педагогов дошкольного образования по организации познавательной беседы с детьми 5–6 лет в процессе ознакомления с правами
Ключевые слова
Познавательная беседа о правах, дети 5–6 лет
Цели и задачи
Цель: выявить особенности использования познавательной беседы о правах с детьми 5–6 лет.
Задачи:
1. Охарактеризовать правовое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
2. Дать сравнительную характеристику содержания парциальных программ ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правами.
3. Дать определение познавательной беседы о правах.
4. Разработать и апробировать программу наблюдений познавательной беседы по ознакомлению детей 5–6 лет с правами.
5. Разработать рекомендации педагогам по организации познавательной беседы с детьми 5–6 лет в процессе ознакомления с правами.
Введение

Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы поведения каждого человека. Эти основы закладываются в семье. Однако большую роль при этом играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Детский сад является первым звеном системы правового воспитания и образования детей, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников представлений о своих правах. Мы считаем, что рассказать дошкольнику о его правах можно в виде познавательной беседы, так как данный вид работы с детьми наиболее эффективен и чаще используется в практике ДОУ.  Познавательная беседа позволит ребенку получить новые знания, заинтересовать его, дети смогут не просто выслушать, но и побеседовать с воспитателем.

Методы и материалы

Методы исследования:

- Анализ психолого-педагогической литературы и анализ педагогической документации: изучение литературы, документов и других источников по вопросам правового воспитания, его содержанию и особенностям осуществления в условиях ДОУ, а также по организации беседы, ее характеристики и особенностям познавательной беседы. С помощью данных методов была сконструирована теоретическая база исследования.

- Беседа: беседа, проведенная нами с педагогами старшей группы детского сада, позволила глубже познать изучаемую проблему путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы, задаваемые педагогам дошкольного образования. С помощью беседы было собрано достаточно большое количество фактов, касающихся изучаемой проблемы.

- Наблюдение: являлось одним из основных исследовательских методов.

При организации наблюдения нами заранее была составлена программа наблюдения, намечены объект и предмет, поставлена цель наблюдения, указаны ее временные рамки, обозначена форма регистрации данных.

Мы наблюдали за организацией познавательной беседы с детьми 5–6 лет, которая проходила на тему «Имею право жить». 

- Эксперимент: заключался в том, что мы создали исследовательскую ситуацию (предложили педагогу провести познавательную беседу). В ходе эксперимента проводилась познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Имею право жить», разработанная педагогом дошкольного образования Е.В.Геккер и дополненная нами. 

 

Описание и обсуждение результатов

В процессе исследования, мы выявили следующие особенности организации познавательной беседы о правах в работе с детьми 5–6 лет: познавательная беседа проводится с детьми среднего и старшего дошкольного возраста; формулировка темы беседы должна озвучиваться детям и быть им понятна; сведения о правах сообщаются дошкольникам в доступной форме; вопросы педагога должны наталкивать детей на определенную мысль; в процессе беседы следует использовать разнообразный наглядный материал: книги, плакаты, иллюстрации; беседовать нужно о том, о чем у детей есть конкретные представления; знания, сообщаемые педагогом должны быть достоверными и т. д. 

Решая первую задачу, мы охарактеризовали правовое воспитание в условиях ДОУ и сделали следующие выводы о том, что в старшем дошкольном возрасте закладываются основы личности, ее базовые, исходные ценности, в том числе, и основы правовой культуры, а также определяются способы взаимодействия с социумом, складываются основные представления о правах людей.

Решая вторую задачу, правовое воспитание детей дошкольного возраста мы рассмотрели в связи с теми программами, по которым работают ДОУ. Для анализа мы выбрали парциальные программы, содержание которых связано с правовым воспитанием дошкольников, такие как С.А.Козлова «Я – человек», Л.В.Коломийченко «Программа социального развития детей дошкольного возраста» и О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Я, ты, мы», сравнили их содержание. В результате мы выявили различия и сходные черты в содержании этих трех программ с точки зрения правового воспитания детей дошкольного возраста.

Решая третью задачу, мы, основываясь на понимании того, что такое правовое воспитание, что включается в представление о правах, попытались дать определение понятия «познавательная беседа о правах». С нашей точки зрения, познавательная беседа о правах – это частично-поисковый метод обучения, основанный на подаче информации, содержащей сведения о правах и обязанностях детей и построении диалога с детьми на предмет полученных знаний, с последующим формированием у них представлений об этих правах и обязанностях, соответствующих им образов поведения, складывающихся путем выбора и преобразования информации.

Решая четвертую задачу, мы разработали программу наблюдения, на основании реализации которой выделили ряд особенностей. 

В соответствии с программой наблюдения проводилась беседа на тему «Имею право жить». Также мы выделили ряд задач эксперимента, на основании которых анализировали познавательную беседу.

Решая пятую задачу, на основании дополненной нами и проведенной педагогом беседы «Имею право жить», мы разработали рекомендации для педагогов по организации познавательной беседы о правах в работе с детьми 5–6 лет, суть которых состоит в том, чтобы помочь педагогу в организации познавательной беседы, во взаимодействии с детьми, в процессе формирования представлений детей о правах.

Используемые источники
1. Князева, О. Л. Я, ты, мы. – М.: – 1996 – 12 с.
2. Козлова, С. А. Я – человек: программа приобщения ребенка к социальному миру. – М.: МГПУ, 1997. – 22 с.
3. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
4. Конвенция о правах ребенка. // Советская педагогика. – 1991. – №10. – С. 33–36.
5. Никитин, А. Ф. Обучение правам человека. – М. : – 1990. – С. 54–56.
6. Радина, К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – С. 221–229.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
Information about the project
Surname Name
Mokeeva Svetlana
Project title
The peculiarities of using cognitive conversation about the rights in the work with children aged 5–6 years
Summary of the project
The project is directed at characteristic of cognitive conversation about rights which can be used in the work with children aged 5–6 years
Keywords
Cognitive conversation about the rights, children aged 5–6 years