Регистрация / Вход
Прислать материал

Возможности развития зрительной памяти у младших школьников на уроках математики в процессе изучения темы «Дроби»

Сведения об участнике
ФИО
Пушкарева Наталья Николаевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Вятский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Возможности развития зрительной памяти у младших школьников на уроках математики в процессе изучения темы «Дроби»
Резюме
Данный проект посвящен вопросу возможностей развития зрительной памяти у младших школьников на уроках математики в процессе изучения темы "Дроби". Проанализированы результаты исследования на выявление уровня развития зрительной памяти младших школьников. Разработаны рекомендации и задания направленные на развитие зрительной памяти младших школьников на уроках математики в процессе изучения темы "Дроби", а именно использование заданий на изучаемые темы, использование разных форм работы с младшими школьниками, проведение занятий с использованием карточек, использование наглядного материала и другие, были разработаны на основе приемов развития зрительной памяти.
Ключевые слова
Зрительная память, младшие школьники, математика, тема «Дроби».
Цели и задачи
Цель: выявить способы развития зрительной памяти младших школьников на уроке математики в процессе изучения темы «Дроби».
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущностные характеристики понятия зрительная память, выявить особенности развития зрительной памяти в младшем школьном возрасте.
2. Определить особенности изучения темы «Дроби» на уроках математики в младших классах.
3. Подобрать, адаптировать и апробировать диагностические методики, направленные на выявления уровня развития зрительной памяти четвероклассников.
4. Разработать методические рекомендации по использованию способов развития зрительной памяти младших школьников на уроках математики в процессе изучения темы «Дроби».
Введение

В период обучения в начальной школе дети наиболее сильно поддаются изменениям и развитию. Память является основой всех способностей человека, главным условием эффективного обучения, усвоения знаний, формирования умений и навыков. У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно - образная память, ребенок лучше запоминает предметы и картинки. Математика – учебная дисциплина, которая может способствовать развитию памяти. Одной из непростых тем в начальном курсе математики является изучение темы «Дроби». Знакомство учащихся с дробными числами происходит, как правило, в 4 классе. Мы считаем, что в процессе изучения данной темы, при правильной организации урока, у детей возможно развитие зрительной памяти.

Методы и материалы

1. Анализ теоретической психологической и педагогической методической литературы.

Анализ психолого-педагогической литературы по развитию зрительной памяти младших школьников А. С. Леонтьев, Р. С. Немов, А. А. Смирнов и т.д.

Анализ методической литературы в системах «Школа России» (М.И. Моро), «Развивающее обучение Занкова» (И.И. Аргинская), «Начальная школа 21 века» (Н.В. Рудницкая), «Школа 2100» (Т.Е. Демидова).

2. Эксперимент (констатирующий).

 Проведение эксперемента  с использованием методик Л.В. Черемошкиной, матрица для диагностики развития зрительной памяти Л.Ф. Тихомировой.

3. Обработка и анализ результатов.

Обработка полученных данных от проведения выбранных методик.

Анализ полученных результатов в констатирующем эксперементе. Определение уровня развития зрительной памяти младших школьников. Формулирование выводов о развитии зрительной памяти младших школьников на основе выявленных уровней. Разработка рекомендаций и заданий по развитию зрительной памяти младших школьников на уроке математики в процессе изучения темы "Дроби", на основе выявленных приемов запоминания.

Описание и обсуждение результатов

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что память – это система процессов, которая запоминает, сохраняет и воспроизводит, полученный человеком, опыт об окружающем мире. Зрительная память – один из видов образной памяти, которая связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов, которые претерпевают со временем небольшую трансформацию. В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания. Непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты производности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала.

Развитие зрительной памяти возможно осуществлять на разных уроках, в том числе и на уроках математики. На уроках математики зрительную память целесообразно развивать в процессе изучения темы «Дроби».

Проанализировав методическую литературу, мы определили содержание материала по теме «Дроби» в начальной школе. Результаты анализа темы в системах «Школа России» (М.И. Моро), «Развивающее обучение Занкова» (И.И. Аргинская), «Начальная школа 21 века» (Н.В. Рудницкая), «Школа 2100» (Т.Е. Демидова), показали, что содержание и объем материала, представленного в этих учебниках, имеют некоторые отличия. В системе Н.В. Рудницкой тема «Дроби» рассмотрена наиболее подробно, а в системе М.И. Моро более сжато. Однако, несмотря на это, содержание материала, представленного в данных учебниках, соответствует требованиям Обязательного минимума содержания по математике.  

Для оценки степени развития зрительной памяти четвероклассников использовались методики Л.В. Черемошкиной, матрица для диагностики развития зрительной памяти Л.Ф. Тихомировой. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что 39% учащихся имеют высокий уровень, половина учащихся имеют средний уровень развития зрительной, а у 11% наблюдается низкий уровень развития зрительной памяти. На основе полученных результатов был сделан вывод, что в основном учащиеся 4 класса имеют средний уровень развития зрительной памяти.

На основании проанализированной литературы нами был разработан ряд рекомендаций по развитию зрительной памяти, а именно: использование заданий на изучаемые темы, использование разных форм работы с младшими школьниками, проведение занятий с использованием карточек, использование наглядного материала и другие, были разработаны на основе приемов развития зрительной памяти. Приемы рассчитаны на использование в процессе изучения темы «Дроби». Мы считаем, что соблюдение данных рекомендаций будет влиять на развитие зрительной памяти четвероклассников.

Используемые источники
1. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
2. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте – М.: ЧеР, 1998.
3. Лукина Н.А., Борисенко М. Смотрим, видим, запоминаем: Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти — М.: Паритет, 2004.
4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии – М.: Смысл, 2000.
5. Рубинштейн С.Л. Память / Психология памяти – М.: ЧеР, 1998.
6. Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание – М.: ЧеР, 1998.
7. Стрезикозин. В. П. О развитии речи и памяти младших школьников - М.: 1976.
8. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей - Ярославль: Академия развития, 1996.
9. Царева С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
10. Черемошкина Л.В. 100 игр для развития памяти - М.: Логос, 2001.
Information about the project
Surname Name
Pushkareva Natalia
Project title
Opportunities for the development of visual memory in primary school children in mathematics lessons in the process of studying the topic "Fractions".
Summary of the project
This project is devoted to the question of possibilities of development of visual memory in primary school children in mathematics lessons in the process of studying of the topic "Fractions". The results of the study to identify the level of development of visual memory of younger students. Developed recommendations and tasks aimed at the development of visual memory of Junior schoolchildren on maths lessons in the process of studying the topic "Fractions", namely the use of tasks on the topics, using different forms of working with younger students, conduct classes with the use of cards, use of visual and other material, were developed based on the methods of development of visual memory.
Keywords
Visual memory, younger students, mathematics, the topic "Fractions".