Регистрация / Вход
Прислать материал

К вопросу о концепции образовательного комплекса для сельской местности

Сведения об участнике
ФИО
Салахутдинова Полина Юрьевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромская государственная сельскохозяйственная академия»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Науки о Земле, экология и рациональное природопользование
Раздел области наук
Мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды, предотвращение и ликвидация ее загрязнения
Тема
К вопросу о концепции образовательного комплекса для сельской местности
Резюме
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что значительная часть проблем сельской местности в целом и системы образования в частности, может быть решена за счет работы с архитектурными пространствами в сельской местности и образовательных объектов в частности: через выработку концепции образовательных комплексов для сельской местности создание моделей архитектурной среды для системы образования.
Ключевые слова
Образовательный комплекс; школа; образование; сельская местность
Цели и задачи
Целью работы является раскрытие необходимости комплексного подхода к вопросу концепции создания образовательной среды для сельской местности с участием специалистов разных сфер деятельности, в том числе и архитекторов.
Объектом исследования принято современное состояние образовательной среды в сельской местности и общественные усилия по улучшению системы образования.
Предмет исследования - составляющие концепции образовательного комплекса для сельской местности.
Введение

Система образования сегодня претерпевает значительные изменения. Во многом это связано со сменой стратегических ориентиров государства, общества в целом. Новые потребности общества и его членов, изменение не только ценностных ориентиров, но и укладов жизни различных общественных групп, находят отражение в содержании соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе - в сфере образования, а также должны быть отражены в социально-педагогических концепциях, на основе которых проходит модернизация образовательной системы.Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления и развития сельских муниципальных образований.

Методы и материалы

         В работе были применены следующие методы и приемы исследования:

- работа с источниками информации: ознакомление с нормативными документами по вопросам образования, с научными публикациями;

- наблюдение, абстрагирование, анализ - в работе с собранными материалами;

- сопоставление статистических данных: Костромской области: по численности населения, количеству образовательных учреждений, численности учащихся в сельских школах, и другие данные;

- метод классификации: упорядочивание собранных данных;

- метод визуализации: составление схем, характеризующих особенности образовательных процессов в сельской местности и в городской среде;

- метод формулирования проблемы: на основе анализа полученных данных выявление противоречий в обозначенных целях системы образования в сельской местности и заявленных средствах их достижения;

- метод выдвижения гипотезы: предположение о возможных причинах, породивших рассматриваемую проблему и о средствах их устранения;

- синтез, обобщение - при формулировании выводов и рекомендаций;

и другие методы.

Описание и обсуждение результатов

Особенный уклад жизни (иной, чем в городе) требует и других пространств для осуществления в них своеобразных, присущих именно селу, алгоритмов всех видов деятельности - от производственной до рекреационной, от лечебной до образовательной, которые, при внешней схожести словесных оболочек, значительно отличны по содержанию от алгоритмов тех же видов деятельности в городе.По мнению автора социально-педагогические исследования С.М.Хачетлова [8] современные социально-экономические условия повышают уровень востребованности образования на селе, создают необходимость поиска эффективных путей обновления сельской школы.Действительно, до недавнего времени внимание к проблемам сельской школы оставалось декларативным. С.М.Хачетлов опирается на Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. «О реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности», – первый документ за последние 15 лет, адресованный сельской школе. По его видению заданная Постановлением реструктуризация  может быть реализована в двух вариантах:

1) укрупнения сельских школ с организацией подвоза учащихся, расширением охвата детей пришкольными интернатами, созданием ресурсных центров, их компьютеризацией 

2) максимального сбережения образовательного потенциала действующей сети сельских школ на основе развития моделей образовательных учреждений, включающих учреждения всех ступеней общего и профессионального образования.

Автором предложены схемы архитектурно-пространственной организации образовательных комплексов, выявляющих специфику О.К. для сельской местности (Вид 1,Вид 2, Вид 3 – см. Приложение 1). Схема: О.К. вида 1 соответствует архитектурно-пространственной модели блокированного типа, характерной для образовательных объектов, применяемых в городах. Такого же типа О.К. применять в сельской местности можно в отдельно обоснованных случаях. На схеме 2 показаны: О.К. вида 2 и О.К. вида 3, что соответствует дисперсной пространственной организации, при которой сохранена привязка к местности и к размещенным на ней малочисленным сельским поселениям. В сельской местности Костромской области можно применять все тир вида.

Предложены рекомендации:

- Целесообразно создание регулярно действующих семинаров по выявлению разномасштабных и разноуровневых ( по возрасту обучаемых, в том числе и взрослых, и по профессиональной направленности) потребностей населения в образовательных услугах и формулированию новых концепций для сельской социально-образовательной и культурно-воспитательной среды; и для создания, на их основе, соответствующих архитектурных проектов образовательных пространств;

- При разработке нормативных и законодательных документов необходимо привлечение в рабочие группы комплекса специалистов, в частности – архитекторов.

Используемые источники
http://docs.cntd.ru/document/901810725 ; http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW265;n=68953 ; http://base.garant.ru/10136741/ ; http://www.monographies.ru/233-7155 ; http://www.dissercat.com/content/osobennosti-normativnogo-regulirovaniya-prava-grazhdan-na-obrazovanie-realizuemogo-v-usloviy ; http://kon-trast.com/index.php/publikatsii/110-statya-obrazovatelnyj-kompleks ; http://vestnik.adygnet.ru/files/2007.4/582/khachetlov2007_4.pdf ;
Information about the project
Surname Name
Salakhutdinova Polina Yurevna
Project title
On the concept of education complex in rural areas
Summary of the project
The study can be said that much of the problems of rural areas in general and education in particular, can be resolved by working with the architectural spaces in rural areas and educational facilities in particular: in the production of the concept of educational systems the creation of models of architectural rural areas environment for education.
Keywords
Educational Complex; school; education; countryside