Регистрация / Вход
Прислать материал

Швеция и ООН: реализация политики "доступной среды"

Сведения об участнике
ФИО
Михайлов Алексей Михайлович
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Политические науки
Тема
Швеция и ООН: реализация политики "доступной среды"
Резюме
Усиливает ли участие страны в глобальной политике ООН по правам инвалидов эффективность её внутренней политики в отношении инвалидов? В исследовательской работе анализируется правотворческий опыт и существовавшие подходы ООН к определению инвалидности. Рассматривается опыт и характер взаимодействия Швеции и Комитета ООН по правам инвалидов. На основе документов оценивается влияние политической культуры "шведского социализма" и тенденций глобальной политики "равных возможностей" на внутреннюю политику "доступной среды", дается её оценка с позиции ООН.
Исследование адресовано всем интересующимся вопросами мировой политики и социальной проблематики.
Ключевые слова
социальная политика, права инвалидов, "равные возможности", КПИ, ООН, "шведский социализм", "тихие конфликты"
Цели и задачи
Цель работы: исследование взаимодействия Швеции и Комитета ООН по правам инвалидов в контексте глобальных и внутренних трендов развития политики «доступной среды».
Задачи:
• Рассмотреть основные этапы и подходы к определению инвалидности в основных нормативно-правовых актах ООН по правам инвалидов.
• Определить место Комитета по правам инвалидов ООН во взаимоотношениях с национальным государством по проблематике инвалидности.
• Рассмотреть и проанализировать практический опыт взаимодействия Комитета ООН и Швеции в рамках политики «равных возможностей».
Введение

Социальная политика становится транснациональной: важнейшие решения принимаются в рамках ООН. Распространение инвалидности в мире определяет необходимость поиска внутренних и глобальных путей социального развития. "Шведская модель" представляет собой в этом ключе уникальный пример социальной инновации, вызывающий интерес в научных и политических кругах. "Культура компромиссов" обеспечивает устойчивость "модели", а её результативность - возможность активного участия в общемировых процессах. Сочетание политической культуры "шведского социализма" и трендов глобального развития политики "доступной среды" - вопрос малоизученный и потому актуальный. Решение его выступает целью , а постановка - новизной исследования. 

Методы и материалы

С целью выяснения степени научной разработки данной проблематики, для классификации научных исследований, посвященных изучению формирования правовых норм «равных возможностей», использовался сравнительный метод. При исследовании механизмов и процедур системы ООН по защите прав инвалидов применялись такие методы, как исторический и системный. Исторический подход позволил проследить изменения, произошедшие в структуре и направлениях деятельности ООН в области формирования правовых норм социальной политики в отношении людей «с особыми потребностями». Аналитический метод и метод синтеза использовались для характеристики внутренней политики Швеции в системе оценок ООН, на основе сопоставляемых данных. Индуктивный метод позволил на основе принятых нормативно-правовых актов, касающихся проблематики инвалидов, выявить глобальные тренды политики «доступной среды».

Описание и обсуждение результатов

 Проблема людей с инвалидностью прошла путь от контекстуальной (защита прав человека как таковая) до самостоятельной проблемы и существенного дополнения системы защиты прав и свобод человека, от декларации-рекомендации до конвенции-обязательства. 
Попыткой достичь стабильного и относительно бесконфликтного развития также стало образование социальных государств. В этом ключе специфична «шведская модель», рассматриваемая с двух сторон: как гарант внутреннего стабильного развития, достижение социально-экономического благополучия и проявление внутриполитической культуры «переговоров» и как проводник активного участия в общемировых процессах.
Систему оценок предлагает Комитет по правам инвалидов - орган независимых экспертов в ООН, наблюдающих за выполнением государствами-участниками Конвенции о правах инвалидов. В основе оценок лежат вопросы соблюдения Конвенции и степень защиты прав и свобод людей с инвалидностью, интеграции их в общество.
Анализ шведской социальной политики, представленный КПИ в его докладе,  показывает, что страна продемонстрировала значительные достижения по обеспечению прав инвалидов в сфере образования и языковой коммуникации, обеспечении политической активности граждан, международного сотрудничества.
Однако добровольное исполнение Конвенции на уровне органов власти и судов, узость мониторинга, наличие дискриминационных норм и практик, отсутствие подтверждения активности системы реагирования, слабое информационное сопровождение шведской социальной политики -  стали предметом обеспокоенности КПИ и общественности самой страны и ставят под сомнение эффективность модели. 
Отмечеченные проявления позволяют прийти к выводу о существовании особенностей, дающих представление о взаимоотношении ООН-Швеции в контексте общемировых тенденций:
•    Набирает силу парадигма «инвалид – проблема общественного развития, а не личных особенностей». «Социальная проблематика» становится транснациональной: вопрос защиты прав инвалидов касается личности, государства и мирового сообщества, международных организаций (пример: процедура подачи  и рассмотрения жалоб граждан в КПИ).
•    «Тихий конфликт позиций» двух участников: ООН и государство. ООН претендует на роль арбитра, верховного законодателя в социальной сфере. Государство стремится сохранить самостоятельную социальную политику. С другой стороны, конфликт носит идейный характер: КПИ – институт социальной направленности, выступающий за гарантии социальной защиты со стороны государства. Сходную позицию занимает часть общества в стране. В то же время набирают силу либеральные тенденции (утверждающих, что социальная политика – вопрос частных инициатив), носителем которых выступает бизнес.

 

Используемые источники
Swedish disability movement’s alternative report to the UN Committee on the Rights of Persons with Disabilities [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tbinternet.ohchr.org/Treaties/CRPD/Shared%20Documents/SWE/INT_CRPD_NGO (07 июн. 2016)
Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml (05 июн. 2016)
Комитет по правам инвалидов. Заключительные замечания по первоначальному докладу Швеции [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2fPPRiCAqhKb7yhsuyfFFfeH (дата обращения: 07 июн. 2016)
Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability. (дата обращения: 06 июн. 2016)
Information about the project
Surname Name
Mikhailov Alexey
Project title
Sweden and the UN towards disability policy implementation.
Summary of the project
Does the participation of Sweden in the UN global politics on the rights of persons with disabilities reinforce efficacy of its domestic policy towards disabled persons? This research paper analyses law-making experience and former approaches of UN to the definition of disability. It examines some aspects of interaction between Sweden and UN committee on the rights of persons with disabilities. There is a based on documents evaluation of the influence of " Swedish socialism" tradition and the global tendency of "equal opportunities" on Swedish domestic policy of "sustainable development" , there is also its evaluation from the UN position. This study is addressed to anybody who is interested in social issues and global politics in general.
Keywords
social policy, rights of persons with disabilities, "equal opportunities", UN Committee on the Rights of Persons with Disabilities, UN, "Swedish socialism", "silent conflicts"