Регистрация / Вход
Прислать материал

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Сведения об участнике
ФИО
Литвиненко Елена Владимировна
Вуз
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Резюме
В работе рассматривается процесс формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе. В ней содержатся выявленные тенденции развития исследовательской деятельности школьников; психолого-педагогические условия; исследовательский инструментарий для проведения констатирующего эксперимента (проведен на базе МБОУ «СОШ № 32 и 40» г. Набережные Челны; МБОУ «СОШ № 6, 8, 9» и «Гимназия № 4» г. Елабуга; МБОУ «СОШ №2, 15, 31» г. Нижнекамск) и методические материалы для проведения формирующего эксперимента, теоретическое обоснование модели процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности.
Ключевые слова
старшеклассник, исследовательская деятельность, мотивация, мотив, внеклассная воспитательная работа
Цели и задачи
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать модель процесса формирования у старших школьников мотивации к исследовательской деятельности и внедрить ее во внеклассную воспитательную работу.
Задачи:
− определить сущность понятий «исследовательская деятельность старшеклассников» и «мотивация старшеклассника к исследовательской деятельности»;
− определить критерии, показатели и уровни сформированности мотивации к исследовательской деятельности у учащихся старших классов;
− определить задачи, принципы, содержание, формы и методы формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности;
− выявить, теоретически обосновать и создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной работе в средних общеобразовательных учреждениях;
− провести опытно-экспериментальную работу по определению эффективности модели процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе;
− разработать научно-методические рекомендации по формированию у старших школьников мотивации к исследовательской деятельности для заместителей директоров средних общеобразовательных школ по внеклассной и внешкольной воспитательной работе и классных руководителей.
Введение

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что формирование мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности может способствовать реализации социальных целей, направленных на: усиление на мировом уровне конкурентной борьбы за инновационную среду развития страны; развитие интеллектуального потенциала населения страны; увеличение числа высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов; повышение рейтинга университетов страны на мировом уровне; выполнение социального заказа, требующего формирования профессиональной, компетентной и конкурентоспособной личности XXI века.

Методы и материалы

В качестве методов научно-педагогического исследования были использованы:

− методы теоретического исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; теоретический анализ и синтез; мысленный эксперимент; моделирование;

− методы эмпирического исследования: включенное наблюдение, беседа, анкетирование, метод самооценки, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент;

– методы статистического исследования: количественный и качественный анализ результатов, сравнение, первичная статистическая обработка.

База проведения констатирующего эксперимента:

 − МБОУ «СОШ № 32», «СОШ № 40» г. Набережные Челны РТ;

− МБОУ «СОШ № 6», «СОШ № 2», «СОШ № 15», «СОШ № 31» г. Нижнекамск РТ;

− МБОУ «Гимназия № 4»,  «СОШ № 8», «СОШ № 6» и «СОШ № 9» г. Елабуга РТ;

− «IT-лицей КФУ» г. Казань РТ.

В констатирующем эксперименте участвовали 131 учитель средней общеобразовательной школы и 224 учащихся старших классов.

База проведения формирующего эксперимента:

− МБОУ «СОШ № 6» г. Нижнекамск, в эксперименте участвовали 25 учащихся.

− «IT-лицей КФУ» г. Казань, в эксперименте участвовали 25 учащихся.

 

 

 

Описание и обсуждение результатов

В соответствии с поставленными задачами были:

1) выявлены тенденции развития исследовательской деятельности школьников;

2) уточнена сущность понятий «исследовательская деятельность старшеклассников» и «мотивация старшеклассника к исследовательской деятельности»;

3) определены критерии, показатели и уровни сформированности мотивации к исследовательской деятельности у старшеклассников;

4) выявлены психолого-педагогические условия;

5) разработана и теоретически обоснована модель процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности.

В модели раскрывается логика организации процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности и  содержание четырех основных блоков: целевого (определение социального заказа, формулирование цели, выявление задач); методологического (определение принципов, разработка социальных, психолого-педагогических условий); технологического (разработка содержание методического обеспечения: содержание, формы, методы воспитания и исследования, средства); оценочно-результативного (осуществление оценки критериев и показателей, определение уровней  и прогнозируемый результат).

В работе представлены результаты констатирующего эксперимента и опытно-экспериментальной проверки эффективности модели процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной деятельности.

Разработанная модель процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности была внедрена в процесс внеклассной воспитательной работы МБОУ «СОШ № 6» г. Нижнекамска и МБОУ «IT-лицей КФУ» г. Казань. В опытно-экспериментальной работе (эксперимент II уровня по А.С. Сиденко) участвовали 50 учащихся X класса.

Оказалось, что высокий уровень мотивации к исследовательской деятельности наблюдался у 40% лицеистов МБОУ «IT-лицей КФУ» (динамика: +20 %), средний уровень – у 52% (динамика: – 8%) и низкий уровень – 8% (динамика: – 12%). В МБОУ «СОШ № 6» к высокому уровню относятся 36% учащихся (динамика: +24%), к среднему – 52% (динамика: – 16 %) и к низкому – 12% (динамика: – 8%).

В ходе опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика, что подтверждает эффективность процесса реализации психолого-педагогических условий и разработанной модели процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности.

Результатом исследования также являются разработанные методические рекомендации по формированию у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности, которые могут быть использованы в работе заместителей директоров средних общеобразовательных школ по внешкольной и внеклассной воспитательной работе, классных руководителей и педагогов, занимающихся организацией исследовательской деятельности школьников.

 

Используемые источники
Список используемых источников:
1. Бреховский Л.М. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2011. – С.24-34.
2. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
3. Леонтович А.В., Обухов А.С. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции: сборник статей / Под общей ред. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 612 с.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
5. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. – 224 с.
6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
Information about the project
Surname Name
Litvinenko Elena
Project title
The process of forming high school students’ motivation to research activity in extra-curricular educational work
Summary of the project
Nowadays education faces new challenges; therefore it needs and already has innovative strategies to improve the educational process. Special attention is paid not only to a student’s educational activity but also to activation of his research work, the improvement of which is one of the priority directions in education modernization. In this regard, the problem of forming high school students’ motivation to research activity has become urgent.
The relevance of this problem is caused, on the one hand, by updating educational content, putting such tasks as: forming methods of students’ independent acquisition of knowledge, cognitive interests and abilities, experience of educational and research activity. On the other hand, it is the students’ orientation to the development of social activity, which includes the necessity for self-improvement and systematic application of the acquire skills and knowledge for the economic and social well-being of the country.
Taking into account the possibilities of extra-curricular educational work a model of the process of forming high school students’ motivation to research activity has been developed. It includes four main sections: objective, methodological, technological and estimated-effective.
The objective section contains the purpose and tasks of the process of forming high school students’ motivation to research activity.
The methodological section includes the principles and psychological-educational conditions to increase the efficiency of the process of forming high school students’ motivation to research activity.
The technological section of the model is determined by the necessity to organize teachers and students’ effective cooperation activities to form research activity motivation of the latter. It includes contents, educational, training and research methods, forms and educational tools.
The estimated-effective section contains motivational-value, cognitive, gnostic, emotional-volitional and reflexive criteria and their indicators, and levels of high school students’ motivation to research activity.
The developed model of forming high school students’ motivation process to research activity has been implemented in the process of extracurricular educational work in schools No.6 in Nizhnekamsk in 2013 and IT-lyceum KFU Kazan in 2015.
The first diagnostic test had been held prior to the beginning of the forming experiment among the students of school No. 6in Nizhnekamsk. It was directed to determine the initial level of forming high school students’ motivation to research activity.
The obtained data it have been revealed that 20% of high school students are characterized by a low level of motivation, 68% n of the respondents have been referred to an average level and 12% of the students have had a high level of formed motivation to research activity.
The results of questioning demonstrate that in total 80% of students are psychologically ready to participate in research activity. The reasons that prevent students’ involvement in research activity, pointed that students are unaware of research work (40%), 20% teachers don’t suggest that students should be involved in research work;12 % it also showed uncertainty in students’ own abilities and teachers’ inactivity; 8% lack of teachers organizing student’s research activity and 4% - lack of the time and personal disorganization.
The forming experiment ended with a second diagnostic test directed at identifying the dynamics of the level change of forming high school students’ motivation to research activity.
In total it has been revealed that 36% of students are referred to a high level of motivation to research activity (dynamics: +24%), an average level - 52% of students (dynamics: -16%), and a low level - 8 % of examinees (dynamics: -8%). Thus, it is possible to claim that the increased motivation to research activity and positive dynamics (+8%) has been revealed among 88% of students of school No.6 in Nizhnekamsk.
The experimental work of process of the forming high school students’ motivation to research activity in extra-curricular educational work has been carried out a second time on the basis IT-lyceum KFU Kazan in 2015.
An important issue has been to identify the initial level of forming high school students’ motivation to research activity. The analysis of the obtained data demonstrates that 20 % of the surveyed students show a low level, 60% - an average level and 20% a high level of forming high school students’ motivation to research activity.
As a result of the forming experiment it has been revealed that 60% of the respondents are active. They willingly participate in conferences and Olympiads; 30% read modern scientific literature in libraries and on the Internet; 26,7% of the respondents consider that their activity is manifested in the competitiveness among the peers in the process of participation in various intellectual and creative competitions; 13,3% - try to develop and implement new ideas and projects.
The observations during the implementation of the experimental work program in extra-educational activity indicate the lyceum students’ interest has increased in the research process, when such forms of work have been carried out as: Round Table, research laboratory of students, the world presentation, etc., and their activity has been increasing systematically which now can be characterized as high.
The diagnostic test carried out at the end of the experimental work shows a positive dynamics. A high level of formed motivation to research activity has been observed among 40% of students (dynamics: +20%), an average level – among 52% of students (dynamics: -8%), and a low level – among 8 % of respondents (dynamics: -12%).
In consequence of the control test, it has been revealed that another 12% of students have started their research activity during the forming experiment, and it is possible to claim that 92% students show formed motivation to research activity. That brings me to the end of my presentation.
The revealed positive dynamics of formed motivation levels proves the efficiency of this model of forming high school students’ motivation to research activity.
Keywords
research activity, motivation, motive, high school students’, extra-curricular educational work