Регистрация / Вход
Прислать материал

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей в условиях специализированного центра

Сведения об участнике
ФИО
Каренко Зарема Раимовна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей в условиях специализированного центра
Резюме
В научно-исследовательской работе проанализировано понятие «психолого-педагогическое сопровождение», изучено содержание психолого-педагогического сопровождения развития детей, охарактеризованы особенности организации психолого-педагогического сопровождения развития детей, выделены этапы работы специалистов сопровождения в условиях специализированного центра.
Ключевые слова
Психолого-педагогическое сопровождение, развитие детей
Цели и задачи
Цель данного исследования: охарактеризовать специфику организации психолого-педагогического сопровождения развития детей в условиях специализированного центра.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) проанализировать «психолого-педагогическое сопровождение» как научную категорию;
2) описать содержание психолого-педагогического сопровождения развития детей;
3) охарактеризовать особенности организации психолого-педагогического сопровождения развития детей.
Введение

На данный момент  распространены центры психолого-педагогического сопровождения узкой направленности, которые ориентируется на одно конкретное направление. При этом не учитывается тот факт, что в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются дети с различными типами нарушенного развития, не охватываемыми узкоспециализированными центрами.  Особенно остро данная проблема стоит перед малочисленными городами, в которых из-за недостатка специалистов и финансирования отсутствуют даже узконаправленные центры, в связи с чем, количество детей и потенциальных направлений работы ещё больше.

В связи с этим, перспективным направлением является создание комплексного центра психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.

Методы и материалы

В исследовании мы опирались на личностный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.С. Якиманская), системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин) и  компетентностный подход (Дж. Равен, А.В. Хуторской). В ходе исследования использовались теоретические методы, такие как анализ научной литературы, систематизация, обобщение и проектирование. Для продолжения исследования готова сенсорная комната.

Описание и обсуждение результатов

На основе научно-исследовательской работы, посвященной рассмотрению особенностей организации психолого-педагогического сопровождения развития детей, были сделаны следующие выводы:

1.  Проанализировав научную литературу и публикации, можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение – технология оказания помощи и поддержки детям и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны взаимодействующих между собой специалистов разного профиля.

2. Психолого-педагогическое сопровождение, реализуемое в специализированном центре, предполагает личностно-ориентированный подход и создание индивидуальных программ для каждого ребёнка, так как реализуется помощь детям с различными трудностями и типами нарушенного развития. Процесс сопровождения направлен не только на помощь ребенку, но также и на значимых для него взрослых, так как анализируется и моделируется коррекционно-образовательное пространство и ситуация пребывания ребенка.

3. Спецификой организации психолого-педагогического сопровождения развития детей является разработка индивидуальных программ для каждого ребёнка (в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, имеющимся у него нарушением), а также   интегрированная деятельность специалистов. В процессе организации психолого-педагогического сопровождения развития детей в условиях специализированного центра можно выделить основные этапы его реализации.

Первый этап этап подготовки, результатом этапа подготовки будет разработанная индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка, а также подготовленные к работе по данной программе специалисты центра.

Второй этап – коррекционно-развивающей деятельности. В ходе данного этапа возможно использование различных методов, в зависимости от ситуации ребёнка. Результатом этапа коррекционно-развивающейся деятельности будет проведение психолого-педагогической диагностики, в ходе которого будут выявлены изменения в состоянии ребёнка.

Третий этап – обобщающий, направлен на подведение итогов. В завершении третьего этапа специалистами центра будет вынесено решение: завершить психолого-педагогическое сопровождение, продолжить работать по имеющейся индивидуальной программе, или (в случае необходимости) внести коррективы в индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения ребёнка.

Для того, чтобы реализация вышеперечисленных этапов была эффективной, в центре должны работать специалисты разных профилей, способные построить индивидуальную работу с ребёнком в зависимости от необходимости. Кадровый состав в обязательном порядке должен содержать таких специалистов: психолог, невролог, психиатр, социальный педагог, педагог-организатор, логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, дефектолог, педагоги начального и дошкольного образования.

 

 

Используемые источники
1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : [Учебное пособие для вузов] / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – Москва : Академия, 2002. - 208 c.
2. Берулава, Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога : [Учебное пособие] / Г. А. Берулава. – Москва : Высшая школа, 2003. – 64 с.
3. Бех І.Д. Психологічний супровід особистісно зорієнтованого виховання / І.Д. Бех // Початкова школа. – 2004. – №3. – С.3-6
4. Битянова, М. Р. Организация психоло¬гической работы в школе / М. Р. Битянова. – Москва : Совершенство, 1998. – 298 с.
5. Гусева, И. В. К вопросу организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / И.В. Гусева // Концепт. 2014. – №26 – С.31-35
6. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 288 с.

Information about the project
Surname Name
Karpenko Zarema
Project title
Оrganization of psycho-pedagogical support of development of children in a specialized center
Summary of the project
The research work analyzed the concept of "psycho-pedagogical support", the content of psycho-pedagogical support of development of children, characterized by features of the organization of psycho-pedagogical support of development of children, marked stages of support professionals in a specialized center.
Keywords
Psycho-pedagogical support, development of children