Регистрация / Вход
Прислать материал

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЕЁ ПОВЫШЕНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Сведения об участнике
ФИО
Куклина Александра Владимировна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЕЁ ПОВЫШЕНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Резюме
Несмотря на большое количество психологических исследований стрессоустойчивости недостаточное внимание, по нашему мнению, уделяется вопросам психологической устойчивости к стрессу детей, выросших без родителей в условиях детского дома. Результатом такой депривации может быть сниженная эмоциональная устойчивость, подверженность депрессиям и другим эмоциональным проблемам, нарушения в коммуникативной сфере. Все это позволяет предполагать, что воспитанники детского дома имеют меньшие ресурсы стрессоустойчивости в сравнении с детьми, воспитывающимися в полной семье.


Ключевые слова
стрессоустойчивость, стресс, ресурсы стрессоустойчивости, психологические особенности
Цели и задачи
Цель исследования: изучение специфики стрессоустойчивости и определение эффективности программы с элементами тренинговых упражнений в ее повышении у воспитанников детского дома.
Задачи:
1) проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы стрессоустойчивости;
2) определить особенности проявления стрессоустойчивости у воспитанников детского дома;
3) составить и реализовать программу с элементами тренинговых упражнений, направленную на повышение стрессоустойчивости у воспитанников детского дома;
4) определить эффективность программы с элементами тренинговых упражнений в повышении стрессоустойчивости воспитанников детского дома.
Введение

В современном обществе каждый человек переживает множество стрессов, вследствие воздействия возрастающего числа разнообразных стрессогенных факторов.

Несмотря на большое количество психологических исследований стрессоустойчивости недостаточное внимание, по нашему мнению, уделяется вопросам психологической устойчивости к стрессу детей, выросших без родителей в условиях детского дома. 

Таким образом, осознанные умения преодоления стресса могут быть сформированы у каждого человека. Если воспитанники детского дома действительно имеют сниженный уровень стрессоустойчивости, то работа по формированию таких умений может принести им значительную пользу и привести к долговременному профилактическому эффекту.

 

Методы и материалы

теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - тестирование («Тест на стрессоустойчивость» (Ю.В. Щербатых), анкетирование - анкета «Какова ваша устойчивость к стрессу?» (Ф.-Т. Готвальд, В. Ховальд), эксперимент; статистические - методы количественного и качественного анализа данных (описание и сравнение данных); методы математической статистики (t-критерия Стьюдента).

Описание и обсуждение результатов

Анализ полученных результатов и их сопоставление в разных группах показывает, что у воспитанников детского дома, действительно, имеются некоторые особенности проявления стрессоустойчивости в отличие от обычных учащихся средней школы. Так, из приведенных в таблице 1 и на рисунке 1 результатов следует, что нормальный (средний) уровень стрессоустойчивости встречается практически одинаково часто и среди школьников, воспитывающихся в условиях семьи (13 чел., 65%) и в группе воспитанников детского дома (12 чел., 60%).

В то же время, низкий уровень стрессоустойчивости, как и ожидалось, оказался более характерен для воспитанников детского дома (7 чел., 35%), в отличие от учащихся обычной школы (2 чел., 10%). При этом высокий уровень, напротив, существенно чаще встречается среди учащихся обычной школы (5 чел., 25%), чем в группе воспитанников детского дома (1 чел., 5%).

Таким образом, результаты, полученные по тесту на стрессоустойчивость, свидетельствуют о том, что существуют особенности проявления стрессоустойчивости у воспитанников детского дома. Эти особенности связаны с большей распространенностью низкого уровня стрессоустойчивости и относительной редкостью высокого уровня. Иными словами, в отличие от учащихся обычной школы, воспитанники детского дома, в целом, демонстрируют несколько меньшую стрессоустойчивость.

Для уточнения полученных выводов рассмотрим результаты, полученные с помощью другой методики - анкеты «Какова ваша устойчивость к стрессу?» (Ф.-Т. Готвальд, В. Ховальд). 

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что низкий уровень стрессоустойчивости встречается существенно чаще в группе воспитанников детского дома (7 чел., 35%) в сравнении с учащимися школы, воспитывающимися в условиях семьи (3 чел., 15%). Средний уровень стрессоустойчивости оказался несколько более характерен для обычных школьников, среди которых он был выявлен у 11 испытуемых (55%). В группе воспитанников детского дома средний уровень обнаружился у 9 детей (45%). Высокий уровень стрессоустойчивости, как и ожидалось, чаще встречается у учащихся обычной средней школы. В этой группе было выявлено 6 детей (30%) с высоким уровнем стрессоустойчивости, в то время как среди воспитанников детского дома таковых было всего 4 (20%). Таким образом, результаты анализа проявлений стрессоустойчивости по этой методике также приводят к выводу о том, что особенностью воспитанников детского дома является сниженный уровень стрессоустойчивости.

 Можно сделать вывод о том, что существуют особенности проявления стрессоустойчивости у воспитанников детского дома, которые определяются её относительно низким уровнем. Из этого вывода вытекает заключение о необходимости развивающей работы, направленной на повышение уровняю стрессоустойчивости у воспитанников детского дома.

 

Используемые источники
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 262 с.
2. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – №2. – С. 117-120.
3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы [Текст] / В.А. Бодров. – М.: Институт психологии РАН, 1995. – 136 с.
4. Бохан, Т.Г. Онтогенетический аспект стресса и стрессоустойчивости с позиции идей самоорганизации [Текст] / Т.Г. Бохан // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – №296. – С. 200-205.
5. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336
с.




Information about the project
Surname Name
Kuklina Aleksandra
Project title
PECULIARITIES OF STRESS AND ITS INCREASE AMONG CHILDREN
Summary of the project
Despite the large number of psychological studies stress the lack of attention, in our view, given the psychological resistance to stress of children growing up without parents in a children's home. The result of this deprivation can be reduced emotional stability, susceptibility to depression and other emotional problems, disorders in the communicative sphere. All this suggests that orphans have fewer resources to cope with stress in comparison with children in complete families.
The aim of our study was to study the specifics of stress and determining the effectiveness of programs with training exercises in improving the orphanage.
In the course of empirical research were analyzed the peculiarities of manifestations of stress among children in comparison with students of regular secondary schools. Analysis of the results suggests that the low level of stress resistance is found significantly more often in the group of pupils of children's homes (7 people, 35%) compared to pupils living in families (3 people, 15%). Therefore, we can conclude that there are particular manifestations of stress among children, which are determined by its relatively low level. From this conclusion follows the conclusion about the necessity of educational work aimed at increasing the level of stress among children.
In accordance with the conclusions we drew up and implemented a program with elements of training exercises aimed at increasing the level of stress children's home. The program consisted of 8 sessions, was implemented throughout the month, classes are held twice a week, lasting 60 minutes each session. The focus of the proposed program given to the formation of various resources stress. The main tasks addressed by this program is to familiarize the participants with constructive ways of coping with stress, formation of skills of correct responses to difficult situations, developing the skills of emotional control and self-regulation.
At the control stage of the experiment had been repeated diagnostic indicators of stress children's home. While the reduction of exposure to stress and increased stress resistance was observed both in experimental and in control groups, the first group this fact has shown itself to be much brighter. The results of the statistical comparison of mean values of stress for both methodologies confirm the existence of significant differences between the control and experimental groups after carrying out development work.
Thus, the proposed program elements training exercises aimed at improving stress tolerance in a children's home, proved to be effective.
Keywords
stress, stress resources, psychological characteristics