Регистрация / Вход
Прислать материал

Национальная идентичность современной бурятской молодежи

Сведения об участнике
ФИО
Раднаева Арюна Витальевна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Социальные науки
Тема
Национальная идентичность современной бурятской молодежи
Резюме
На основе глубинных интервью с представителями студенческой бурятской молодежи города Улан-Удэ и города Новосибирска, удалось выявить роль знания и использования бурятского языка и следования бурятских традиций и обычаев в формировании бурятской национальной идентичности; различия в содержательных наполнениях и способах конструирования бурятской национальной идентичности в разных типах поселений и переехавших в другие регионы России, например Новосибирск; а также был выявлен образ представителя бурятской национальности.
Ключевые слова
национальная идентичность, бурятский этнос, современность
Цели и задачи
Цель данного исследования – выявить формы проявления и контексты актуализации идентичности национальной бурятской молодежи.
Исследовательские вопросы исследования:
1. Каков образ представителя бурятской национальности?
2. Какова роль знания традиций и следования им в формировании бурятской национальной идентичности молодежи?
3. Какова роль знания и использования бурятского языка в формировании бурятской национальной идентичности молодежи?
4. Как различаются содержательное наполнение и способы конструирования бурятской идентичности молодых людей, родившихся в разных типах поселений?
5. Как различаются содержательное наполнение и способы конструирования бурятской идентичности у молодых людей, живущих в Бурятии и переехавших в другие регионы России?
Введение

 Современная бурятская культура, формирующая бурятскую идентичность, видоизменяется под воздействием многих факторов. Среди них можно выделить переезд из деревень в города, знание (или незнание) бурятского языка, следование традициям и обычаям, самоидентификацию и самоощущение себя бурятом. Современность накладывает новые установки, которые формируют новую бурятскую идентичность. Молодежь отличается не только от старшего поколения, но также и от уже существующего образа бурята. Таким образом, можно сказать, что бурятская идентичность молодежи складывается из двух основных компонент: традиционности и современности.

 

Методы и материалы

Для проведения данного исследования, были выбраны качественные методы, поскольку именно они помогут достичь цели исследования. Формы проявления идентичности могут носить совершенно неосознанный характер, т.к. не факт, что человек когда-либо задумывался об этом. Количественный метод не может в полной мере охватить глубокий анализ и интерпретацию актуализации бурятской этнической идентичности.

Также условия проведения интервью, которые происходят в форме непринужденной беседы. Интервью является полуформализованным, поскольку предлагается лишь набор ключевых тем для разговора, которые отражают исследовательские вопросы исследования. Брубейкер описывает важность нарративов для изучения идентичности: «Люди всюду и всегда рассказывают истории о себе и других и выбирают себе место в репертуарах историй, которые доступны благодаря культуре. Но в каком смысле отсюда следует, что такая «нарративная локализация наделяет социальных акторов идентичностями — пусть даже множественными, смутными, эфемерными, противоречивыми»» [1] . Таким образом, рассказывая о себе, индивид уже выделяет ряд позиций, характеризующих его идентичность.

Был сделан выбор в пользу индивидуального интервью, поскольку тема является относительно деликатной и интимной, поэтому информант в окружении других людей может подстраиваться под мнение других.

[1] Брубейкер Р. Этничность без групп / Р. Брубейкер / пер. с англ. И. Борисовой. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012, стр. 85.

 

Описание и обсуждение результатов

      Что касается роли знания использования бурятского языка, можно сказать, что были выявлены причины незнания бурятского языка, как отсутствие влияния родителей на изучение бурятского языка в детстве, условия городской среды, в которых бурятский язык недостаточно распространен, а также негативная ассоциация бурятского языка с приезжими бурятами с сел. Однако замечаются тенденции к возрождению бурятского языка, которые возможно, приведут к дальнейшему развитию. Что касается роли знания национальных традиций и обычаев, то было выявлено три основные группы традиций: Сагаалгаан, бурятские свадьбы и религиозные нормы. Однако происходит упрощение соблюдений традиций и норм, что, возможно, связано с городским образом жизни, укладом современности.

Различия в содержаниях и способах конструирования бурятской идентичности в зависимости от типа поселения заключаются в том, что бурятская молодежь воспринимает образ сельского жителя, как Другой, вне зависимости от места рождения и взросления индивида, что было новым и никак не ожидаемым выводом в данной работе. Хотя при рассказе о себе каждый информант говорит о своих деревенских корнях. Также были выявлены характеристики сельских жителей, такие как закаленность, открытость, трудолюбие.

Что касается образа представителя бурятской культуры, то можно сказать, что по мнению бурятской молодежи, буряты обладают такими характерными чертами такими как: семейность, клановость, почет и уважение к старшим поколениям, гостеприимство, хитрость, альтруизм, упрямство, настойчивость, спокойствие, сдержанность. Также были описаны причины самоощущения себя бурятом, которые делились на такие группы как: эмоциональность, семья, родословная, бурятский язык и традиции, внешность.

Различия в содержательных наполнениях и способах конструирования бурятской идентичности заключаются в том, что, попадая в новую среду обитания, у бурятской молодежи (на примере города Новосибирска) появляется желание проявлять формы национальной бурятской идентичности, то есть отмечать национальные праздники, говорить на бурятском языке, питаться бурятскими народными блюдами. Однако, все образы представителя, самоощущения бурятской национальности схожи с теми образами, которые были названы представителями бурятской культуры города Улан-Удэ. Также, было замечена дифференциация актуализации бурятской национальной идентичности в разных локациях Новосибирска, как Академгородок и остальной Новосибирск. 

Используемые источники
1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология
2. Брубейкер Р. Этничность без групп
3. Буряты: социокультурные практики переходного периода
4. Дагбаев Э.Н. Бурятская этническая идентичность: между традицией и модернизацией
5. Нанзатов Б.З. Западно-бурятская субэтническая идентичность
6. Осинский И.И., Хабудаева В.А. Традиции в культуре современной бурятской молодежи
7. Осинский И.И. Традиционные ценности в духовной культуре в бурятской национальной интеллигенции
8. Покасова Е.В. Кризис идентичности в эпоху глобализации: утрата самости или обретение свободы?
9. Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации
10. Giddens A. Modernity and Self-identity
Information about the project
Surname Name
Radnaeva Ariuna
Project title
National identity of modern buriat youth
Summary of the project
On the basis of in-depth interviews with representatives of student youth Buryat Ulan-Ude and Novosibirsk city, was able to identify the role of knowledge and using the Buryat language and following the Buryat traditions and customs in the formation of the Buryat national identity; differences in substantive content and methods of construction of the Buryat national identity in different types of settlements and moving to other regions of Russia, such as Novosibirsk; and was detected image representative of the Buryat nationality.
Keywords
national identity, the Buryat ethnos, modern