Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка системы поддержки принятия решений для управления процессами в службе качества автомобилестроительного предприятия

Сведения об участнике
ФИО
Галиакбаров Рустам Ниязович
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Машиностроение. Энергетика
Раздел области наук
Тяжелое и среднее машиностроение
Тема
Разработка системы поддержки принятия решений для управления процессами в службе качества автомобилестроительного предприятия
Резюме
Целью исследования является разработка системы поддержки принятия решений (СППР) в области качества. При разработке интеллектуального ядра СППР использовались методы статистического управления производством. Разработанная СППР позволяет осуществлять быструю обработку данных и их анализ, что способствует повышению эффективности функционирования службы качества и работы предприятия в целом.
Ключевые слова
СППР, качество, автомобилестроение
Цели и задачи
Целью исследования является разработка СППР для обоснованного принятия решений в области качества.
Задачи для достижения поставленной цели:
1) Выполнить анализ процессов службы качества.
2) Разработать структуру и определить состав модулей СППР.
3) Разработать процедуры, обеспечивающие получение управленческим персо-налом необходимой информации в нужное время, в нужном месте и в нуж-ном виде.
4) Выполнить программную реализацию и настройку СППР.
5) Оценить риски и экономическую эффективность предлагаемых решений.
Введение

Наиболее перспективным из способов решения рассматриваемой проблемы на данный момент является создание систем поддержки принятия решений в системе менеджмента качества. Данные компьютерные системы не могут полностью заменить грамотных специалистов, но позволят сэкономить рабочее время за счет автоматизации рутинных операций, позволяющих максимально точно разобраться в ситуации и принять наиболее рациональное решение, оценить текущее состояние системы менеджмента качества предприятия и перспективы ее совершенствования.

Методы и материалы

В исследовании были использованы следующие методические и материальные средства​:

  • Методы статистической обработки данных;
  • Теория общего менеджмента;
  • Системный анализ;
  • Методы и модели оперативного планирования, контроля и  управления;
  • Информационные хранилища данных;
  • Средства и методы извлечения, обработки и загрузки данных (ETL);
  • Многомерная база данных и средства анализа OLAP;
  • Средства Data Mining;
  • Иммитационное моделирование. 
Описание и обсуждение результатов

В разное время предлагались разные решения, однако лидирующим сейчас является именно разработка специализированных информационных систем реального времени, которые смогли бы обеспечить быструю реакцию и точные действия руководства предприятия на отклонения в производимых продуктах. 

Выбранные методы позволили корректно и в полной мере реализовать все поставленные перед исследованием задачи. Это позволило понять процессы, происходящие в службе качества автомобилестроительного предприятия, что в свою очередь дало понимание проблем в данной службе. Затем на основании произведенного исследования был спроектирован концепт СППР, который в последствии был реализован и проверен на корерктность работы. Так же была проверена гипотеза об уменшении времени обработки результатов измерения деталей. Построив имитационные модели процесса оценки качества продукции до и после внедрения СППР и сравнив результаты их прогонов я выяснил, что внедрение СППР позволяет сократить время обработки результатов примерно в два раза. В результате исследования удалось разработать СППР для службы качества автомобилестроительного предприятия, отвечающее всем требованиям, выдвигаемым таким системам.

Разработанная система так же может развиваться и дополняться различными модулями. Так в перспективе возможна реализация обработки результатов в реальном времени и связывание датчиков-контролеров, установленных на ключевых точках производственного процесса, в единую систему с помощью данной СППР. Это позволит с наибольшей вероятностью выявлять несоответствующую продукцию еще на стадии полуфабриката и не допускать поставку такой продукции на территорию потребителя. Внедрение такой системы уменьшит в несколько раз издержки от поставки некачественной продукции и издержки доработки (устранения дефекта).

Используемые источники
Системы поддержки принятия решений // Bourabai Research URL: http://bourabai.ru/tpoi/dss.htm (дата обращения: 25.12.2014).
Смагина М.Н., Герасимов Б.И., Пархоменко Л.В. Процессы системы менеджмента каче-ства. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. - 100 с.
Системы поддержки принятия решений // Корпоративный менеджмент: библиотека управления. URL: http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn08/21.shtml. Дата обращения: 27.12.2014.
Смолянкин Г.В. Системы обеспечения управления качеством продукции // Российское предпринимательство. – 2001. – №12. – С. 62-65.
Пилин Н., Системный анализ как инструмент менеджмента // Консультант директора. – 2007. – №12. – С. 17-24.
Лапидус В.А., Система Шухарта. – Н.Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2004. – 65 с.
Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. - 408 с.
Information about the project
Surname Name
Galiakbarov Rustam
Project title
The development of a decision support system for process control in the quality service of the automotive companies
Summary of the project
The purpose of the study is to develop a decision support system (DSS) in the field of quality. In developing the intellectual core of DSS used statistical methods of production management. Developed by DSS enables fast data processing and analysis, thereby increasing the efficiency of the quality of service and the work of the enterprise as a whole.
Keywords
DSS, quality, the automotive