Регистрация / Вход
Прислать материал

Реабилитационная активность семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об участнике
ФИО
Корытова Евгения Александровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Социальные науки
Тема
Реабилитационная активность семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Резюме
В данной работе рассмотрены проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Охарактеризована роль реабилитационная активность данных семей в воспитание «особого» ребенка. Помимо этого, в работе представлена характеристика уровней реабилитационной активности семьи. Кроме того, в работе представлены результаты исследования, проведенного с целью определения уровня реабилитационной активности. Также описаны основные подходы и методы, с помощью которых возможно повысить данный показатель.
Ключевые слова
Социальная педагогика, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, реабилитационная активность семьи.
Цели и задачи
Цель исследования: изучение реабилитационной активности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями
Задачи:
1)описать проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
2)охарактеризовать роль реабилитационной активности семьи в процессе воспитания ребенка с ограниченными возможностями;
3)проанализировать результаты исследования, направленного на диагностирование уровня реабилитационной активности семьи;
4)ориентируясь на результаты исследования описать методы повышения реабилитационной активности семьи.
Введение

            Одна из глобальных проблем развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ) заключается в трудностях  связи с миром, так как ограничения возможностей способствуют социальной дезадаптации. Процесс их социализации, проходит сложнее, чем у здоровых детей, поскольку усвоение детьми с ОВЗ сциального опыта требует определенных стараний и усилий от общества. Наиболее важную роль в их жизни играют родители, поскольку во многом, именно от уровня реабилитационной активности семьи, зависит то, как будет проходить процесс реабилитации ребенка. Это объясняется тем, что ребенок с ОВЗ, как и ребенок, не имеющий дефектов в развитии, способен в процессе воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. 

Методы и материалы

            При проведении научного исследования в данной работе использовались разнообразные подходы и методы. Прежде всего, это анализ научной литературы по изучаемой теме, изучение теоретических аспектов. Далее, при проведении прикладного исследования, был применен метод анкетирования: опираясь на теоретические основы исследуемой проблемы, были выделены критерии и показатели реабилитационной активности семьей, была разработана анкета и шкала, которая в последующем позволила обработать ответы и определить уровень реабилитационной активности.

Описание и обсуждение результатов

            Выбранные методы работы позволили решить поставленные задачи, благодаря чему цель работы была достигнута.  В ходе написания работы были проанализированы проблемы, которые характерны для семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Прежде всего, это проблемы связанными с неинформированностью родителей о моделях поведения при рождение ребенка с ОВЗ, способах и методах реабилитации детей с ОВЗ на различных возрастных этапах, их неподготовленностью к общению, совместной деятельности с ребенком и др.. Также был охарактеризован ряд кризисов, которые переживает семья, на определенных стадиях жизненного цикла, непосредственно связанные с проблемами воспитания ребенка с ОВЗ.

            Кроме того в работе рассмотрено понятие «реабилитационная активность семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ», ее роль в социализации ребенка, компоненты данного понятия. Семья является социальной средой, в которой развивается ребенок. Следовательно, несмотря на все усилия, которые прилагает государство, медицинские, социальные работники и другие специалисты при пассивном отношении семьи к проблемам ребенка социальная реабилитация будет проходить неэффективно.

          Результаты анкетирования, направленного на определение уровня реабилитационной активности семей, воспитывающих детей с ОВЗ, показали, что 10% опрошенных семей обладают высоким уровнем реабилитационной активности, это семьи, у которых положительные ответы по всем рассмотренным компонентам. Средний уровень реабилитационной активности у 80 % семей. У 10% семей диагностируем низкий уровень реабилитационной активности.

            Далее, ориентируясь на результаты исследования, были предложены наиболее актуальные формы работы с данным типом семей. Прежде всего, обучение их практическим навыкам оказания коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии раннего возраста, которое может осуществляться в форме обучающих занятий, семинаров и тренингов.

            Также в  работе были охарактеризованы различные способы, способствующие повышению уровня реабилитационной активности семьи, которая воспитывает ребенка с ОВЗ. Такие как консультирование, тренинги, семинары, обучающие занятия и занятия по  развитию социальной активности семьи и др. Все эти методы способствуют повышению родительской компетентности.

            Таким образом,  анализ компонентного состава реабилитационной активности, проделанный в работе, позволил провести анкетирование, по результатам которого можно судить об уровне реабилитационной активности семьей. Также в рамках исследования были определены наиболее актуальные направления работы с родителями детей с ОВЗ, благодаря чему возможно повысить данный показатель.

            Результаты исследования, проведенного в ходе написания работы, свидетельствуют о необходимости организации работы в данной сфере, так как была выявлена проблема – низкий процент семей, обладающих высоким уровнем реабилитационной активности. 

Используемые источники
1) Адаптационно-реабилитационные технологии работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Е.А. Петровой, Т.И. Бонкало. – Москва : Изд-во Некоммерческое партнерство «Академия имиджелогии», 2014. – 176 с.
2) Кожанова Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.М. Кожанова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - №4. – С. 189-190.
3) Пудлина Е.Л. Повышение реабилитационной активности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Л. Пудлина // Социальное образование XXI века: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. – 2011. – С184-188.
и др.
Information about the project
Surname Name
Korytova Evgenia
Project title
Rehabilitation activities for families with children with disabilities
Summary of the project

In this paper, the problems of families with children with disabilities. It described the role of rehabilitation activity in these families raise "special" child. In addition, the paper presents a description of the levels of rehabilitation family activity. In addition, the paper presents the results of a study conducted to determine the level of recreational activities. Also described are the main approaches and methods by which it is possible to increase this figure.
Keywords
Social pedagogy, children with limited opportunities of health, socialization, rehabilitation activity of the family.