Регистрация / Вход
Прислать материал

Тексты традиционной народной городской культуры: феномен райка

Сведения об участнике
ФИО
Кузнецова Екатерина Александровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный педагогический университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Тексты традиционной народной городской культуры: феномен райка
Резюме
В работе собраны основные сведения о данном жанре городского фольклора, дается обзор работ, в которых представлена характеристика жанра, говорится об истоках райка, его месте в структуре народных гуляний, о его составляющих (визуальная, вербальная и игровая), о взаимодействии исполнителя и публики во время выступления. В работе представлен новый подход к рассмотрению раёшного текста, разработана структура лингвопрагматического анализа раёшного дискурса как целостного выступления и анализ отдельных текстов раёшного выступления с целью выделения речевых стратегий и тактик, используемых раёшником, выявления воздействующего потенциала раёшных текстов.
Ключевые слова
Феномен; Культура; Лингвистика; Лубок
Цели и задачи
Цель данного исследования – выявление факторов, влияющих на интерпретацию текстов райка участниками увеселений, зрителей и слушателей райка, а также средств воздействия на публику.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
1. Дать характеристику жанра райка и его бытования на основе работ, посвященных особенностям жанра;
2. Разработать структуру анализа дискурса раешника, опираясь на прагматику и теорию дискурса, теорию речевых стратегий;
3. Произвести анализ целостного выступления раешника (зафиксированного в виде иллюстраций и приведенных к ним комментариев) и нескольких отдельных комментариев по разработанной структуре анализа исследуемого материала.
Введение

Работа посвящена одному из самых интересных и неоднородных жанров русского городского фольклора XIX века, раёшному представлению – неотъемлемой части зрелищ и действ в практике русских народных гуляний и площадных городских увеселений. Синкретическая природа райка, его включенность в целостный контекст гуляний, интерактивность, исключительная популярность среди народа – эти и некоторые другие особенности заставляют исследователей обратить пристальное внимание на вид зрелища, который, наряду с другими жанрами гуляний можно отнести к переходным формам между фольклором и зарождающейся массовой культурой. Объектом нашего исследования  является дискурс райка в традиционной русской народной городской культуре.

Методы и материалы

Перспективным направлением в исследованиях зрелищных жанров городского фольклора XIX века (в частности райка) является анализ целостной структуры жанра и входящих в его состав текстов с использованием методов лингвопрагматики, теории дискурса, теории речевых стратегий. Анализ дискурса раешника относительно субъекта и адресата речи, отношений между участниками коммуникации, ситуации общения, рассмотрение высказываний в совокупности с паралингвистическими средствами и экстралингвистическими явлениями позволят выявить, какие факторы и коммуникативные ходы влияли на  интерпретацию текстов райка участником увеселения, какие способы воздействия на публику присущи данному жанру, наметить пути изменения представлений адресата о мире, системы и структуры имеющихся в сознании концептов. Мы располагаем материалом (текстовым, изобразительным, этнографическим), дающим возможность рассмотреть раёшное представление с точки зрения его воздействующего потенциала и возможной интерпретации слушателем-участником, которая зависит от заданной говорящим стратегии интерпретации текста, коммуникативной ситуации и других факторов, рассматриваемых лингвопрагматикой.

Описание и обсуждение результатов

В нашем исследовании мы рассмотрели один из жанров русского городского зрелищного фольклора – раёк – в прагматическом и дискурсивном аспектах. Сделали обзор работ, посвященных особенностям и бытованию раёшного представления, и на их основе дали характеристику райку как жанру зрелищного искусства в практике народных городских гуляний. Разрабатывая структуру анализа раёшного дискурса и отдельных текстов раёшного дискурса, затронули важные для нашего исследования теоретические вопросы, касающиеся категорий и методов лингвопрагматики, теории дискурса и теории речевых стратегий. Проанализировав конкретный материал – раёшное представление, состоящее из 16 картин и комментариев к ним, – делая основной акцент на вербальном плане выступления, выявили прагматические и речевые особенности, которые могут влиять на интерпретацию раёшного представления участниками увеселения.

Нами намечено несколько путей развития настоящего исследования.

  1. Углубленное изучение структуры раёшного текста. Рассмотрение райка как креолизованного текста народной городской культуры, которое предполагает выявление особенностей взаимодействия изображения и текста во время выступления.
  2. Рассмотрение раёшного дискурса как лингвокультурного феномена. Изучение, с помощью анализа раёшных текстов и выявления представленных в них концептов, фрагментов языковой картины мира (преломления явлений и предметов действительности в языке народа и продуцируемых им текстах). Лингвокультурологический аспект рассмотрения раёшного дискурса может быть также направлен на выявление особенностей игровой, фатической, смеховой коммуникации, присущей данной культуре (здесь уместно обратиться к проблеме типологии дискурса, исследованиям речевых жанров).
  3. Рассмотреть другие тексты пространства народных городских гуляний и другие дискурсивные практики города (восприятие и интерпретация лубочных текстов, текстов «малой прессы»). Соотнести их в избранных нами аспектах (прагматическом, дискурсивном, стратегическом, воздействующем).
  4. Изучение текстов раёшного дискурса (лубочных, газетных текстов) в современном контексте. Проведение психолингвистических экспериментов, направленных на: 1. выявление эффективности присутствующих в тексте речевых тактик, обслуживающих определенные речевые стратегии; 3. изменения в концептуальной системе (совокупности концептов человека) воспринимающего тексты. Сравнение юмористических игровых дискурсивных практик города 19 века с современными.
Используемые источники
1. Губерт К. Рассказы косморамщика или объяснения к 16 картинам, находящимяс в космораме.
2. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи.
3. Карасик В.И. О типах дискурса: http://ruslang.isu.ru/education/discipline/philology/disrurs/material/material2/
4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс.
5. Конечный А.М. Раек в системе петербургской народной культуры // Петербургский раёк.
6. Левинсон А. Опыт социографии
7. Магалашвили А.Р. Визуальный и вербальный знак в системе русского райка: http://www.ruthenia.ru/folklore/magalashvili1.htm
8. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века.
9. Соколов Б.М. "Игра с лубком". Художественная система русской народной гравюры и городской праздничный фольклор. http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=198
Information about the project
Surname Name
Ekaterina Kuznetsova
Project title
Тexts of the traditional folk culture of the city: phenomenon of Rayok (Russian Peep Show)
Summary of the project
In project the author reveals the specifics of genre rayok, witch is part of the folk areal spectacular amusements. The author provides a generic description of this type of spectacle, based in studies devoted to rayok in Russian humanitarian tradition. The author summarizes paradigm of the research of rayok (cultural, ethnological, literary, etc.) and focusing on aspects of psycholinguistic research. The author proposes to extend the linguistic paradigm of the research of traditional urban folklore text. The necessity of recourse to methods of linguistic research of speech (methods of pragmalinguistics, discourse theory and the theory of speech strategies) of the study rayok′s texts are substantiated. The author develops the structure of the linguopragmatic analysis of the raeshny discourse as a holistic performance and analysis of selected texts of raeshny discourse in order to highlight speech strategies and tactics used by raёshnik for influencing the recipient.
Keywords
rayok, spectacular art, folklore text, raeshny discourse, linguopragmatic analysis, speech strategies and tactics