Регистрация / Вход
Прислать материал

Управление маркетингом образовательных учреждений

Сведения об участнике
ФИО
Сафина Саида Рустэмовна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Экономические науки
Тема
Управление маркетингом образовательных учреждений
Резюме
Актуальность выбранной темы обусловлена усилением конкуренции на рынке образовательных услуг и ужесточением требований, предъявляемых к образовательным учреждениям. В следствии этого возникает необходимость смены основной парадигмы поведения субъектов образовательной деятельности и осуществление перехода к новой для них активной маркетинговой позиции.
Целью настоящей работы является исследование процесса управления маркетингом в образовательном учреждении и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления маркетинговой деятельностью образовательного учреждения.
Ключевые слова
Управление маркетингом образовательных учреждений, маркетинг образовательных услуг, образовательные услуги, конкурентоспособность
Цели и задачи
Целью настоящей работы является исследование процесса управления маркетингом в образовательном учреждении и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления маркетинговой деятельностью образовательного учреждения.
Поставленная цель работы предопределила логику исследования и необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы управления маркетингом образовательных учреждений;
- провести анализ процесса управления маркетингом образовательного учреждения К(П)ФУ;
- разработать рекомендации по совершенствованию организации маркетинговой деятельности образовательного учреждения;
- обосновать мероприятия по повышению эффективности управления маркетинговой деятельностью К(П)ФУ.
Введение

В условиях глобализации образовательных систем и усиления конкуренции на рынке образовательных услуг возникает необходимость смены основной парадигмы поведения субъектов образовательной деятельности и осуществление перехода к новой для них, активной маркетинговой позиции. 
Маркетинг в образовании применим как к коммерческим, так и к бюджетным образовательным учреждениям, поскольку сферой маркетинга в образовании выступает не только платное обучение, но и образование в целом, а подготовка специалистов на основе бюджетного финансирования является таким же актом обмена, как и оказание платных образовательных услуг. 

Методы и материалы

  Основными методами проведенных исследований являются экономико-математический и социологический методы.

  Основные результаты научного исследования представлены практическими результатами научного исследования.

  В качестве материалов были использованы федеральные законы, в том числе  закон об образовании: Закон РФ от 10.07. 1992 г. № 3266-1 (ред. от 10.11.2009г.); Устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»; Программа развития (дорожная карта) КФУ на 2015 – 2020 годы.

  Также были использованы следующие электронные образовательные ресурсы:

  1. Электронный экономический вестник Татарстана. URL. http://www.tatstat.ru/public/doclib1/forms/allitems.aspx.
  2. Ермоленко В.А. Основные тенденции развития базового профессионального образования. URL. http://www.itop.ru.
  3. Национальный рейтинг университетов Российской федерации. URL.http://unirating.ru/.

  Также в качестве материалов были использованы статьи, написанные автором по данной тематике. Статья на тему: «Маркетинговая политика ВУЗа в условиях конкуренции», Маркетинг и общество: сборник материалов 10-ой Международной научно-практической конференции. 12-13 ноября 2015 г.-Казань, Изд-во Казан. А также статья в итоговый сборник К(П)ФУ с темой научной работы: «Оценка конкурентоспособности КФУ» - 2016.

Описание и обсуждение результатов

Для обеспечения гибкости системы планирования нами разработаны мероприятия, начиная с мониторинга и до построения многоуровневой постоянно функционирующей системы отчетности.

В рамках данных мероприятий предложено следующее:

- мониторинг, изучение и применение маркетинговых прогнозов, программ и планов;

- разработка методологии и методики решения проблем маркетингового планирования;

- разработка универсальных инструментов и форм маркетингового планирования, таких как формы ежедневной, еженедельной и ежемесячной отчетности, формы бюджетов и согласований;

- построение единой системы планирования на базе электронных вычислительных средств и программного обеспечения.

Нами также предложены рекомендации в рамках совершенствования организации маркетинговой деятельности:

1. Организация финансового маркетинга, целью которого будет:

- выявление упущенных экономических возможностей Федерального Университета при реализации различных программ;

- оценка эффективности маркетинговой деятельности, как всего ВУЗа, так и его отдельных подразделений и разовых проектов;

- организация подсистемы бюджетирования маркетинговой деятельности для прогнозирования тенденций развития всего научного предприятия и оптимального использования ресурсов ВУЗа.

2. Организация информационного подразделения Отдела маркетинга КФУ, целью которого будет оптимизация взаимодействия иных подразделений с отелом маркетинга, ускорение бизнес-процессов и согласований внутри структуры.

Апробирована универсальная модель в целях оценки эффективности реализации маркетинговых программ и деятельности отдела маркетинга.

В рамках предложенной модели спрогнозированы показатели деятельности отдела маркетинга на будущий период, определены драйверы экономического роста и разработаны рекомендации по эффективному использованию бюджетов соответствующих структур, направленные на увеличение прибыльности  рассматриваемой организации.

Используемые источники
1. Об образовании: Закон РФ от 10.07. 1992 г. № 3266-1 (ред. от 10.11.2009г.).
2. Устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
3. Программа развития (дорожная карта) КФУ на 2015 – 2020 годы.
4. Электронный экономический вестник Татарстана. URL. http://www.tatstat.ru/public/doclib1/forms/allitems.aspx.
5. Ермоленко В.А. Основные тенденции развития базового профессионального образования. URL. http://www.itop.ru.
6. Национальный рейтинг университетов Российской федерации. URL.http://unirating.ru/.
7. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2010. 656 с.
8. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб.: Наука, 2013. 598 с.
Information about the project
Surname Name
Safina Saida
Project title
Marketing management of educational institutions
Summary of the project
The relevance of the chosen theme is caused by growing competition in the education market and the tightening of the requirements for educational institutions. For this reason, it becomes necessary to change the basic paradigm of the behavior of educational activity subjects and the implementation of the transition to the new active marketing position for them. That’s why it becomes necessary to change the behavior of the main paradigms of educational activity subjects and arrange the transition to the new active marketing position for them.
The main purpose of this research is to study the process of marketing management of educational institutions and to develop the recommendations for increasing their efficiency.
The purpose of the work affected the logic of research and the need to solve the following tasks:
- examine the theoretical foundations of marketing management of educational institutions;
- to analyze the the process of marketing management of educational institutions to KFU;
- To justify the activities to increase efficiency of management of marketing activity of KFU.
Kazan (Volga) Federal University was chosen as the object of study a market of Kazan educational services.
The subject of the study of the research is marketing management process in higher educational institutions.
The scientific and practical significance of the work consists in the development of specific recommendations for improving KFU marketing activities organization and planning, the implementation of which is capable to have positive impact on the efficiency and competitiveness of the educational institution.
Keywords
Marketing management of educational institutions, marketing of educational services, educational services, competitiveness