Регистрация / Вход
Прислать материал

Анализ и проектирование социально-адаптивной образовательной среды вуза

Сведения об участнике
ФИО
Пазникова Анна Олеговна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Самарский государственный социально-педагогический университет
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Анализ и проектирование социально-адаптивной образовательной среды вуза
Резюме
Проведен анализ образовательной среды, определено, что СГСПУ относиться к типу образовательная среда «внешнего лоска и карьеры», но по некоторым параметрам мы приближаемся к образовательной среде, которая является «творческой» образовательной средой. Проведено исследование социально-психологической адаптированности студентов естественно-географического факультета, результаты свидетельствуют о том, что студенты обладают высокими показателями социальной адаптированности, самоприятия и принятия других и социально-психологический уровень адаптированности постепенно возрастает от 1 к 5 курсу, определены социально-психологические условия образовательной среды.
Ключевые слова
образовательная среда, адаптация, социально-психологические условия образовательной среды, вуз
Цели и задачи
Цель исследования – изучить образовательную среду педагогического вуза и рассмотреть условия формирования социально-адаптированной среды на естественно-географическом факультете СГСПУ.
Задачи проекта:
1. Провести анализ собственной образовательной среды вуза и определить тип образовательной среды.
2. Определить социально-психологические условия образовательной среды, способствующие развитию социально-психологической адаптированности студентов естественно-географического факультета СГСПУ к их будущей профессиональной деятельности.
Введение

Понятие «образовательная среда вуза» имеет достаточно много трактовок и направлений исследований. В своей работе мы хотим более подробно остановиться на характеристике образовательной седы вуза как фактора образования и развития личности студента. Образовательная среда нашего педагогического вуза аккумулирует комплекс объективных компонентов, в том числе и организацию учебного процесса.

В философской, психологической и социологической литературе не существует единого интегрального подхода к пониманию образовательной среды вуза, исследование данной проблемы проводилось, в основном, в русле теорий формирования и развития личности, что более характерно для отечественной науки, либо теории социализации.

Методы и материалы

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

1.  Методы теоретического исследования: изучение и анализ специальной философской, психологической, социальной, естественнонаучной, методической литературы с целью выявления различных точек зрения на изучаемую проблему.

2.Эмпирические методы: беседа, анкетирование, наблюдение, изучение документации, опрос.

3.Методы теоретического анализа: сравнение, сопоставление, обобщение передового опыта, анализ предмета исследования, обобщение результатов исследования.

4. Праксиметрические: изучение учебной документации, учебных планов, программ и результатов деятельности студентов.

5. Математические методы: статистическая обработка данных.  

Методика исследования: в ходе проведения экспериментальной части работы мы использовали следующую методику - методика векторного моделирования образовательной среды, основанная на комплексном анализе образовательной среды и оценке (экспертизе) вузовской среды по параметрам, разработанным В.А. Ясвиным.

Описание и обсуждение результатов

В нашем исследовании была использована методика векторного моделирования образовательной среды и проведен анализ собственной образовательной среды вуза, в исследовании приняли участие студенты 1-5 курса естественно-географического факультета по результатом которого выявлено, что СГСПУ обладает очень высоким показателем устойчивости, имеет высокие показатели интенсивности, когерентности и социальной активности, наш вуз относится по образовательной среде к типу образовательная среда «внешнего лоска и карьеры», но по некоторым параметрам мы приближаемся к образовательной среде, которая является «идейной» или «творческой» образовательной средой.

Для определения уровней социально-психологической адаптированности студентов ЕГФ был использован опросник Роджерса-Даймонда, который выявляет степень адаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений. В опросе приняли участие те же группы студентов естественно-географического факультета СГСПУ, что были описаны ранее и сравниваются результаты обследования студентов 5 курсов со студентами 1 курсов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что и у тех и других учащихся достаточно высокие показатели социальной адаптированности, самоприятия и принятия других, однако разница все-таки ощущается студенты 5 курса показывают более высокие результаты. У студентов 1 курса высокие показатели социальной адаптированности достигаются преимущественно за счет ставшей привычной опоры на агрессивные формы поведения, а у студентов 5 курса — за счет более высокого развития системы, осознанной саморегуляции и, в свою очередь, более высокого уровня развития рефлексии, который им необходим для того, чтобы понимать на сколько его способности соответствуют требованиям работодателя и позволят ли ему быть конкурентно способным на рынке труда. 

Объяснить это можно тем, что обучаясь на последнем курсе в педагогическом вузе, каждый студент задумывается над проблемой ближайшего трудоустройства, поэтому, при предстоящей кардинальной смене деятельности и близкого окружения перед студентом встает проблема активного приспособления к условиям новой среды.

Для решения данных задач коллективом кафедры химии, географии и методики их преподавания разработана и внедрена в образовательный процесс Модель «Профессионального самоопределения студентов естественно-географического факультета СГСПУ», которая включает все необходимые социально-психологические условия, способствующие развитию социально-психологической адаптированности студентов ЕГФ СГСПУ к будущей их профессиональной деятельности и дает им возможность стать конкурентоспособными на рынке труда. 

Используемые источники
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – Изд-во: Смысл, 2001. – 368с.
Nelyubina Elena G., Safina Liliya G., Panfilova Lyudmila V., Kazantsev Ivan V., Molchatsky Sergey L., Stepanova Ekaterina S., Ibrahimova Sakinya Ab. In-University quality management system of education based on the competence approach. International Review of Management and Marketing"."Socio-Economic and Humanity-Philosophical Problems of Modern Sciences" Vol 6, No 1S (2016)., р. 165-171.
Information about the project
Surname Name
Anna Paznnikova
Project title
Analysis and design of social and adaptive educational environment of high school
Summary of the project
In our study, the method was used vector modeling of the educational environment and the analysis of their own educational environment of the university, the study took the course, students attended 1-5 natural-geographical faculty of the results of which revealed that SGSPU has a very high stability, has high intensity indicators, coherence and social activity, on our university refers to the type of educational environment of educational environment "outer gloss and career", but in some ways we are approaching the educational environment, which is the "ideological" or "creative" learning environment.

To determine the levels of social and psychological adaptation of students EHF was used questionnaire Rogers Diamond, which reveals the degree of adaptability dezadaptirovannosti-in system of interpersonal relations. The survey involved the same group of students of the Faculty of Natural Sciences and Geography SGSPU that have been previously described and compared the results of a survey of students 5 courses with students of 1 courses. The results indicate that those and other students are quite high indicators of social adaptation, samopriyatiya and the adoption of other, but the difference is still felt 5-year students show better results. Students of 1 course of high levels of social adaptation is achieved mainly due to the habitual reliance on aggressive behaviors, and in the 5th year students - due to higher development system, conscious self-regulation and, in turn, a higher level of reflection, they need to understand how much of its ability to meet the requirements of the employer, and whether it will allow to be competitive in the labor market.

This can be explained by the fact that in the last year studying in pedagogical high school, each student thinks about the problem of the nearest employment, therefore, when a cardinal change in the upcoming activity and inner circle there is a problem of active adaptation to new environmental conditions before a student.

To solve these problems the staff of the department of chemistry, geography and teaching methods developed and implemented in the educational process model "Professional self-determination of students of natural-geographical faculty SGSPU", which includes all the necessary social and psychological conditions conducive to the development of social and psychological adaptation of students EHF SGSPU to the future of their profession and enables them to become competitive in the labor market.
Keywords
educational environment, adaptation, social and psychological conditions of the educational environment, university