Регистрация / Вход
Прислать материал

Образ лесного духа в русских мифологических рассказах Чувашии

Сведения об участнике
ФИО
Лукинова Мария Александровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Образ лесного духа в русских мифологических рассказах Чувашии
Резюме
Предполагается выявление региональной специфики образа лесного духа на сюжетном и семантическом уровне. Будет рассмотрен генезис отдельных мотивов и сюжетов, их связь с древнейшими славянскими верованиями и представлениями, трансформация их в процессе бытования. Также планируется выявить весь спектр представлений о заявленном персонаже мифологической прозы у представителей разноэтнических групп населения Чувашии, сопоставить русскую и чувашскую региональные традиции его изображения. Этот художественно-эстетический пласт устной прозы Чувашской республики, до сих пор получивший лишь спорадические, случайные интерпретации, требует глубоко научной системной оценки.
Ключевые слова
Русская, мифологическая, проза, Чувашия, региональные, особенности, специфика, образы, мотивы, леший.
Цели и задачи
Главной целью данной работы является комплексный анализ представлений о лесном духе, бытующие среди русского населения Чувашского края.
В ходе исследования автором были поставлены следующие задачи:
- анализ современных представлений об облике лесного духа и основных его функциях, времени и пространстве появления, контактов с ним людей;
- выявление традиционных и региональных черт в изображении духа леса в мифологических рассказах, распространенных на исследуемой территории;
- сравнительная характеристика образа духа-хозяина лесного пространства, представленного в русской и чувашской региональных фольклорных традициях.
- выявление реальных связей фольклорного материала с историей, материальной и духовной культурой народов Чувашии.
Введение

До сих пор отсутствуют работы, посвященные анализу персонажей пандемонимума русской мифологической прозы чувашского края, в частности образа лесного духа. Несмотря на угасание в целом классической фольклорной традиции, жанр былички продолжает свое активное бытование как в крестьянской, так и в городской среде.  Фольклор русского населения Чувашии до настоящего времени остается практически неизученным. Не описан репертуар, не изучена традиция бытования различных жанров. Прежде всего, это касается русской мифологической прозы, которая не являлась предметом специального исследования. До сих пор отсутствуют работы, посвященные анализу персонажей пандемонимума русской мифологической прозы чувашского края, в частности образа лесного духа.

 

 

Методы и материалы

Методика исследования опирается на текстологический структурно-семантический анализ мифологических рассказов Чувашской республики, выявление регионального своеобразия системы образов, особенностей инкорпорации инонационального материала в художественную систему нарративов. В процессе работы используются следующие основные методы исследования: сравнительно-типологический, структурно-семантический, сравнительно-сопоставительный, историко-сравнительный, культурно-контекстуальный, культурологический. Основными материалами исследования в данной работе стали русские и чувашские фольклорные мифологические рассказы. Они входят в тематическую группу устных нарративов, посвященных лесному духу-хозяину: лешему в случае русской традиции и Ар сурри, Варман, Екете, Упате в случае чувашской традиции. В плане жанровом они относятся к повествовательной форме, которую в русской научной традиции принято называть быличкой.  Сравнительно-сопоставительный метод в тесном контакте с типологическим подходом должны способствовать осмыслению факторов, которые сыграли решающую роль в глубинных процесса межэтнического влияния и культурного диалога в целом. Привлечение сравнительно-сопоставительного и историко-сравнительного методов позволило в конечном итоге реализовать комплексный анализ специфических черт мифологической прозы исследуемого региона.

Описание и обсуждение результатов

Использование данных методов обусловлено определенным ракурсом восприятия и изображения в русском фольклоре национальных моделей бытия – в сопоставлении с чувашской ментально-культурной традицией и другими этническими ориентирами, что позволяет выявить как национальное самобытие, так и типологическую общность чувашской и русской народностей в рецепции русской фольклорной традиции ХХ - XXI вв. Сравнительно-сопоставительный метод в тесном контакте с типологическим подходом должны способствовать осмыслению факторов, которые сыграли решающую роль в глубинных процесса межэтнического влияния и культурного диалога в целом. Эти методы предполагает изыскания от единичного текста через сходную совокупность - к типологии, а затем - переход от типологии к частностям. Они помогут понять причины универсальной повторяемости сюжетов, мотивов, образов, аналогичных приемов фольклорного стиля, сходство жанра русской и чувашской былички, форм и способов ее бытования. Синхронно- описательный метод помогает выявить особенности существования системы представлений о духе леса и особенности еговосприятия в настоящее время. Историко-типологический метод необходим для изучения генезиса и эволюции определенных образов и мотивов устной прозы, рассматривает изучаемый материал в диахронном плане. Культурологический подход позволяет рассматривать произведения фольклора не только в историческом, но и в этнографическом и культурном контексте. Привлечение сравнительно-сопоставительного и историко-сравнительного методов позволило в конечном итоге реализовать комплексный анализ специфических черт мифологической прозы исследуемого региона.

В работе впервые рассматривается специфика персонажа лесного пространства русской мифологической прозы исследуемого региона. Его детальный анализ позволит проследить генезис образа и связанных с ними сюжетов, выявить процессы, повлиявшие на их трансформацию и функционирование, законы современного бытования устной мифологической прозы Чувашии. Таким образом, в работе был предпринят комплексный анализ представлений о вышеупомянутом мифологическом персонаже Чувашского края: современных представлений о его облике и основных функциях, времени и пространстве появления, контактов. Также выявлено соотношение традиционных и региональных черт в изображении МП в мифологических рассказах, распространенных на исследуемой территории, дается сравнительная характеристика образов МП, представленных в русской и чувашской региональных фольклорных традициях.

 

Используемые источники
Русский фольклор в Чувашии: хрестоматия / сост. М. Ю. Черноярова.- Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009 – 394 с.
Чувашское устное народное творчество: в 50 т. - Т. VI. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1987. – 448 с.
Виноградова, Л. Н. Методика сравнительного изучения фольклора. : На материале демонологических верований. / Материалы первого Всероссийского конгресса фольклористов. - М.: Государственный Республиканский центр русского фольклора, 2005. - С. 406-422.
Дынин, В. И. Русская демонология: Опыт выделения локальных вариантов / В. И. Дынин // Этнографическое обозрение. - 1993. - № 4. - С. 78-91.
Ендеров, В. А. Проблемы классификации демонологических персонажей : учеб. пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. - 96 с.
Запорожец, В. В. Из чебоксарских записей / В. В. Запорожец // Живая старина. - 2009. - № 3. - С. 58-61.
Information about the project
Surname Name
Lukinova Maria
Project title
The image of forest spirit in Russian mythological stories of the Chuvash Republic
Summary of the project
Research work is aimed at systematization and study of the mythological prose of the Russian population of the Chuvash Republic presented published and unpublished archival materials of folklore Fund of the Department of Russian and foreign literature of the Chuvash state University. I. N. Ulyanov. It is expected to identify the regional specificity of an image of a forest spirit on the storyline and the semantic level. Will be considered the Genesis of certain motifs and themes and their connection with the ancient Slavic beliefs and ideas and their transformation in the process of existence. It is also planned to identify the full range of views on the alleged mythological character of prose the representatives raznoetnicheskih groups of the population in Chuvash Republic, to compare the Russian and the Chuvash regional tradition his image. This artistic-aesthetic Plast oral prose of the Chuvash Republic, still has received only sporadic, casual interpretation, requires deep scientific system of assessment. The specificity and novelty of the study lies in the fact that for the first time the principle consideration will be the structural comparison of narrative forms of folklore from two different cultures given the differences in their ideological bases. The fundamental nature of research is that it aims to develop relevant and meaningful problems – the reception of other nationalities, the specificity of its textual incorporation and ways of its expression in the folklore text, the solution of which could contribute to the creation of a complete scientific conception of the perception of the Russian residents of the Chuvash Republic other nationalities phenomena of Russian reality. The research problem will be also a kind of unique cultural dialogue, understanding of other nationalities phenomena in the specifics of the Russian national selfhood and their typological community, international factors in the historical-ethnic development. An important direction of research will be the analysis of existing material in a cultural and ethnographic aspect, which ultimately will reveal the relationship of these texts with ancient rites and rituals, and everyday realities.
Keywords
Russian, mythological, prose, Chuvashia, regional, features, profile, images, motives, Goblin.