Регистрация / Вход
Прислать материал

Тургенев и Шопенгауэр

Сведения об участнике
ФИО
Высокович Ксения Олеговна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Тургенев и Шопенгауэр
Резюме
В статье рассматривается влияние философии А.Шопенгауэра на позднее творчество И.С.Тургенева на примере повестей «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич». Выявляются сюжетные мотивы, реализующие принадлежащую Шопенгауэру философскую концепцию мистической любви, проводится сопоставление сюжетных мотивов двух повестей и на основе анализа описывается сюжетный инвариант, реализующий идеи немецкого философа.
Ключевые слова
Философская концепция любви, комплекс Эрос/Танатос, воля рода, инвариант сюжета, сюжетный мотив.
Цели и задачи
Цель работы: изучение влияния на позднее творчество Тургенева философской концепции любви А. Шопенгауэра на примере двух повестей: «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич».

Задачи:
- выявление и анализ сюжетных мотивов, реализующих философские идеи Шопенгауэра;
- сопоставление сюжетных мотивов двух повестей и описание на основе проведенного анализа сюжетного инварианта, реализующего философские идеи Шопенгауэра.
Введение

Проблема «Тургенев и Шопенгауэр» изучается литературоведами более ста лет. И, по утверждению специалистов, разработана подробнее, чем другие разделы темы «Творчество Тургенева и западноевропейская философия XIX в.». Однако до сих пор многие аспекты проблемы остаются недостаточно изученными. В частности, существуют пока лишь немногочисленные работы, посвященные анализу отдельных произведений Тургенева, связанных с философией Шопенгауэра, слишком узок пока круг рассматриваемых произведений и тематический диапазон сравнительных исследований. 

Методы и материалы

Материалом исследования послужили поздние повести И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич», основной труд А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» и трактат «Метафизика половой любви».

Методы исследования: сопоставительный анализ произведений Тургенева и Шопенгауэра, выявление схожих идей в концепции любви, принадлежащей немецкому философу и русскому писателю; рассмотрение реализации философской концепции Шопенгауэра на уровне сюжетных мотивов в повестях Тургенева (анализ структуры сюжета). 

Описание и обсуждение результатов

Описание и обсуждение результатов работы

В работе вводятся в научный оборот новые материалы: статья Шопенгауэра «Метафизика половой любви» и повести Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич». Шопенгауэр в «Метафизике половой любви» связал воедино понятия любви и смерти, которые образуют у него единство (Эрос/Танатос). Именно эта концепция была разработана Тургеневым. Как показано в работе идею мистической любви Тургенев в своих повестях выразил через особое построение сюжета. Несмотря на то, что по стилю повести совершенно не похожи, но в сюжетах есть сходные мотивы, помогающие писателю решить поставленную задачу. Герой и героиня, которые являются носителями мистической любви, обладают необычной, привлекающей внимание внешностью. Герои, внушающие мистическую любовь, являются музыкантами. В том и другом случае их страсть побеждает неприязненное отношение избранницы в одной повести и избранника – в другой. В обоих случаях возникшая симпатия перерождается в мистическую страсть не сразу, а через определенное время. Трансформация обычного чувства в мистическое сопровождается разлукой предназначенных друг другу героев и отъездом одного из них. Мистическая встреча происходит сначала во сне, а в последний раз – уже после того, как влюбленный герой первой повести и героиня второй оказались за пределами земной жизни. Тургенев, таким образом, выстраивает определенный сюжетный инвариант для истории мистической любви и находит сходные художественные средства для его создания, опираясь прежде всего на мифопоэтические приемы и фольклорные традиции.  

Используемые источники
1. Батюто, Анатолий Иванович. Тургенев - Романист .— Л. : Наука, 1972 .— 389 С.
2. Муратов, Аскольд Борисович. Тургенев - новелист (1870 - 1880-е годы) / А. Б. Муратов ; Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова .— Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1985 .— 117 с.
3. Тургенев, Иван Сергеевич. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах./ И. С. Тургенев .— М. ; Л. : Издательство академии наук СССР, 1961-1968.
4. Тиме Г.А. Творчество Тургенева и немецкая литературно-философская мысль XVIII-XIX веков (генетические и типологические аспекты). Автореферат диссертации доктора философских наук. СПб.: 1995.
5. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 6 т. / Пер. с нем.; Общ. ред. и сост. А. Чанышева. — M.: TEPPA—Книжный клуб; Республика, 2001.
Information about the project
Surname Name
Vysokovich Ksenia
Project title
Turgenev and Schopenhauer
Summary of the project
The article examines the influence of the philosophy of A. Schopenhauer in I. S. Turgenev’s later works, for example: "The Song of Triumphant Love" and "Klara Milich". The article identifies the plot motives that realize Schopenhauer's philosophical concept of mystical love, compares the plot motives of two novels and describes the plot invariant that implements the ideas of German philosopher based on the analysis.
Keywords
Philosophical concept of love, the complex of Eros/Thanatos, the will of the genus, an invariant of the plot, the plot motive.