Регистрация / Вход
Прислать материал

Развитие психологической жизнестойкости и мотивации достижения в юношеском возрасте

Сведения об участнике
ФИО
Юнкина Татьяна Михайловна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Развитие психологической жизнестойкости и мотивации достижения в юношеском возрасте
Резюме
В проекте исследована взаимосвязь психологической жизнестойкости, ее компонентов (вовлеченность, контроль, принятие риска) и мотивации достижения, направленной на успех и избегание неудачи, которые способствуют противостоянию стрессогенным факторам и выполнению успешной деятельности, и представлены результаты реализации программы развития данных личностных качеств в юношеском возрасте.
Ключевые слова
Психологическая жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, юношеский возраст.
Цели и задачи
Цель: изучение взаимосвязи психологической жизнестойкости и мотивации достижения в юношеском возрасте, проектирование и апробация программы развития этих качеств в данный возрастной период.
Задачи исследования:
1)​ проанализировать проблему психологической жизнестойкости личности в психологической литературе;
2)​ изучить понятия «мотив», «мотивация», «мотивация достижения» в психологических подходах;
3)​ изучить психологические особенности юношеского возраста;
4)​ установить взаимосвязь психологической жизнестойкости и мотивации достижения в юношеском возрасте;
5)​ методологически обосновать, разработать и апробировать программу развития психологической жизнестойкости и мотивации достижения в юношеском возрасте;
Введение

Психологическая жизнестойкость и мотивация достижения – это качества личности, которые способствуют благоприятной адаптации в обществе, успешному преодолению жизненных ситуаций, активизации потенциала человека, осуществлению успешной деятельности и достижению поставленных целей. Нахождение в условиях постоянной внутренней напряженности и давления со стороны факторов внешней среды ввиду многочисленных изменений современного общества требуют не только наличия и выраженности данных качеств у юношей и девушек, но и их развития для сохранения оптимального психологического здоровья и уровня работоспособности и профилактики возникновения социального стресса, неврозов и депрессивного состояния.

Методы и материалы

В исследовании были применены следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы для изучения особенностей психологической жизнестойкости (концепция психологической жизнестойкости С. Мадди, Д.А. Леонтьева), мотивации достижения  (теория мотивации достижения Д. Макклелланда, Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена) и специфики юношеского возраста. 2. Диагностический метод для определения показателей психологической жизнестойкости, ее компонентов (вовлеченность, контроль, принятие риска) и мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач по методикам «Тест жизнестойкости» С. Мадди, «Изучение мотивации к избеганию неудач» и «Изучение мотивации к достижению успеха» Т. Элерса. Выборку составили 66 юношей и девушек от 17 до 22 лет. 3. Методы математической статистики: метод ранговой корреляции Спирмена для установления взаимосвязи и  Т-критерий Вилкоксона для выявления интенсивности сдвигов. 4. Метод  психолого-педагогического проектирования программы развития психологической жизнестойкости и мотивации достижения в юношеском возрасте с учетом основных принципов построения коррекционно-развивающей программы (принципов ведущей деятельности, создания зоны ближайшего развития, «нормативности» развития, системности развития, единства диагностики и коррекции, комплексности методов психологического воздействия). 5. Метод психологической коррекции  групповой коррекционно-развивающий тренинг.    

 

Описание и обсуждение результатов

Проведя диагностическое исследование и обработав результаты методом математической статистики - коэффициентом ранговой корреляции Спирмена, была выявлена взаимосвязь психологической жизнестойкости юношей и девушек (0.314, р≤0,05), компонентов «вовлеченность» (0.393, р≤0,01), «контроль» (0.279, р≤0,05) и их мотивации достижения успеха. Чем более они активны, настойчивы, включены в деятельность и способны оказывать влияние на жизнь, тем более у них преобладает стремление к достижению высоких результатов, они уверены в себе и своих действиях, поэтому не боятся приступать к выполнению задач разного  уровня сложности, а в случае неудачи интерес к деятельности не снижается, а, наоборот, возрастает для достижения лучшего результата. Взаимосвязь компонента «принятие риска» и мотивации достижения успеха отсутствует (0,164). Юноши и девушки, ориентированные на успех, стремятся избегать высокого риска в выполняемой деятельности при отсутствии гарантий положительного результата. Взаимосвязь психологической жизнестойкости (-0.052) и мотивации избегания неудач не выявлена. Юноши и девушки могут быть активны, получать удовольствие от выполняемой деятельности, оказывать непосредственное влияние на ход собственной жизни, однако испытывают неуверенность в себе и осуществляемых действиях, боятся возможных трудностей и критики, поэтому не приступают к решению сложных заданий, требующих мастерства и навыков, а также не способны адекватно оценивать собственные возможности и возникшую ситуацию, поэтому готовы идти на малый или чрезмерно большой риск.

С учетом полученных данных была разработана и апробирована программа развития психологической жизнестойкости и мотивации достижения у юношей и девушек в форме коррекционно-развивающего тренинга, в ходе которого они смогли получить не только теоретические знания, но и освоить  навыки и опробовать новые способы и модели поведения, с использованием таких методов, как групповые дискуссии, психогимнастика, арт - терапия, деловые и ролевые игры. Тренинговая программа апробировалась в группах по 10 человек  и включала в себя 10 занятий по 1,5 – 2 часа. На тренинговых занятиях юноши и девушки обучались конструктивным способам поведения и преодоления стрессовой ситуации, развивали коммуникативные навыки, способности к самоанализу, навыки целеполагания и построения жизненной перспективы. В ходе реализации программы была отмечена позитивная динамика поведенческих и эмоциональных реакций юношей и девушек: они активно взаимодействовали друг с другом, оказывали поддержку и помощь при необходимости. На протяжении тренинговой работы молодые люди становились увереннее в своих действиях, мнениях, активно аргументировали и отстаивали свою позицию. Эффективность программы определена с помощью сравнения результатов диагностических методик, анализа апробирования программы и расчета Т - критерия Вилкоксона.

Используемые источники
Волков, Б. С. Психология юности и молодости : учеб. пособие / Б. С. Волков. — М. : Академ. проект : Трикста, 2006. — 256 с.
Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. — М. : Смысл : Академия, 2006. — 336 с.
Занюк, С. С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С. С. Занюк. — Киев : Ника-Центр : Эльга-Н, 2001. — 352 с. — (Новейшая психология).
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2003. — 512 с. — (Мастера психологии).
Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. — М. : Смысл, 2006. — 63 с.
Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. — СПб. : Питер, 2007. — 672 с. — (Мастера психологии).
Фоминова, А. Н. Жизнестойкость личности : монография / А. Н. Фоминова. — М. : МПГУ, 2012. — 152 с.
Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. — СПб. : Речь, 2001. — 256 с.
Information about the project
Surname Name
Yunkina Tatyana Mikhailovna
Project title
The hardiness and achievement motivation development in early adulthood
Summary of the project
The research paper considers the analysis of the hardiness interrelationship with its constituents (such as commitment, control, and challenge) and achievement motivation focused on success and failure avoidance. The hardiness and achievement motivation help to resist stress factors and make activity successful. Also the project represents the results of the programme testing of these personal qualities in early adulthood.
Keywords
Hardiness, commitment, control, challenge, achievement motivation, motivation to avoid failure, early adulthood