Регистрация / Вход
Прислать материал

Взаимосвязь особенностей протекания кризиса середины жизни и мировоззрения

Сведения об участнике
ФИО
Щелокова Надежда михайловна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Взаимосвязь особенностей протекания кризиса середины жизни и мировоззрения
Резюме
В процессе исследования впервые затронута тема взаимосвязи мировоззрения личности и протекания кризиса середины жизни. Выявлены и эмпирически обоснованы ресурсные особенности мировоззрения, позволяющие более мягко и продуктивно проживать кризисный период середины жизни: эмоционально-ценностное отношение к миру, убеждение относительно собственной ценности, мировоззренческая инициатива, умение опираться на внутренние ориентиры, доверять себе, умение сбалансированно пользоваться двумя разнонаправленными ресурсами, а именно, быть одинаково эффективно обращенным и на себя и на других.
Ключевые слова
кризис середины жизни, мировоззрение личности
Цели и задачи
Целью настоящего исследования является теоретический обзор и эмпирическое исследование специфики протекания кризиса середины жизни, выявление ресурсных особенностей мировоззрения, позволяющих более мягко и продуктивно проживать кризис середины жизни. Задачи исследования: 1.Осуществить теоретический анализ концепций, рассматривающих кризис середины жизни. 2.Изучить современные представления о мировоззрении личности и возможностях эмпирического исследования его особенностей. 3.Провести эмпирическое исследование, выявить и описать какие именно особенности мировоззрения являются ресурсом совладания с кризисом середины жизни.
Введение

Проблема кризисов в развитии и функционировании личности является весьма актуальной для современной психологической науки. Ее теоретическая разработанность определяет возможности практической психологии. Многообразие принципов и теоретических подходов к изучению кризисных явлений в периоде взрослости свидетельствуют о сложности и труднодоступности для исследования психических механизмов и закономерностей функционирования личности в масштабе целой жизни. Недостаточность понимания причин своеобразия протекания кризиса середины жизни, возможных способов его более мягкого проживания, обуславливает необходимость дальнейших исследований в этом направлении. 

Методы и материалы

Эмпирическое исследование проводилось в 2 этапа. Этап 1. Формирование выборок, различающихся степенью выраженности признаков кризиса середины жизни. На этом этапе использовались методики для диагностики проявлений кризиса середины жизни: опросник «Тест статусов и структуры эго-идентичности» Е.Л. Солдатовой; «опросник симптомов нормативного кризиса» Н.В. Сивриковой; опросник «Смысложизненный кризис» К.В. Карпинского. Был проведен кластерный анализ данных. Этап 2. Изучение особенностей мировоззрения лиц, различающихся выраженностью признаков кризиса середины жизни. Диагностика особенностей мировоззрения личности проводилась следующими методами: методика предельных смыслов Д. А. Леонтьева; методика, определяющая уровень мировоззренческой активности Д.А. Леонтьева, А.Н.Ильченко; шкала экзистенции А.Лэнгле и К. Орглер; шкала базисных убеждений Р. Янов-Бульман; мотивационные индукторы Ж. Нюттена; анкета Дж. Бьюдженталя. Был проведен сравнительный анализ данных с использованием статистических критериев (t-критерий Стьюдента, угловое преобразование Фишера, критерий Фишера-Снедекора).

Описание и обсуждение результатов

По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

  1. 40% респондентов отнесены к лицам, переживающим кризис, 52 % респондентов, к лицам, не переживающим кризис. То есть выборка практически однородная по возрастным, половым, социодемографическим характеристикам разделилась на две близкие по размерам группы. Исходя из этого, можно говорить, что практически половина лиц, около сорока лет переживает кризисные проявления, сопровождающиеся снижением уровня осмысленности жизни, наличием специфических затруднений в смысловой регуляции и смыслообразовании жизненного пути, этому сопутствуют сомнения в собственной идентичности, человек не может определиться в собственных ценностях и целях, не доверяет себе, находится в активном поиске.  Другую группу респондентов, не переживающих кризис, отличает отсутствие явных проявлений кризиса бессмысленности, автономная (достигнутая) идентичность или предрешенная идентичность, которая сопровождается идеализацией «Я-будущего», отказом от «Я-прошлого», эгоцентризмом и некоторой эйфорией по поводу собственных изменений.
  2. Особенностями мировоззрения лиц, не переживающих кризис середины жизни, можно считать:
  • Эмоционально-ценностное отношение к миру. Способность «прикасаться к ценностным основаниям мира и воспринимать собственную внутреннюю затронутость в этом чувствовании», ориентироваться в действиях на смысл, а не только на цель, жить ради чего-то или кого-то, а также быть открытым для встречи с новым и проявлять чуткость к самому себе.
  • Убеждение относительно собственной ценности, что соответствует представлениям о собственном «Я» как о сильном и компетентном, имеющем права и возможности.
  • Преобладающие стремления: к саморазвитию, автономии, достижению целей познавательной активности, просоциальной активности, установлению контакта. Умение сбалансированно пользоваться двумя разнонаправленными ресурсами, быть одинаково эффективно обращенным и на себя и на других.
  • Мировоззренческая инициатива, использование самых разнообразных ориентиров (как внутренних, так и внешних) при принятии решений и выборе альтернатив. Умение опираться на внутренние ориентиры, доверять себе.
  • Экзистенциальные ценности: взаимодействие с другими, необходимость рефлексии и познавательной активности, самопознание, самосовершенствование, сохранение автономии, психологическое благополучие и карьерный рост.
  1. Опираясь на концепцию Д.А. Леонтьева и считая мировоззрение личности достаточно устойчивым образованием, мы можем предположить, что выявленные нами особенности мировоззрения, отличающие группу респондентов, не переживающих кризис, являются ресурсными и позволяют им более мягко и продуктивно проживать неоднозначный период середины жизни. 
Используемые источники
Карпинский К.В. Опросник смысложизненного кризиса: монография /К.В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2008. – 108 с.
Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Монография. / Е.Л. Солдатова // Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 241 с.
Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. - М.: Смысл, 2013.-767 с.
Жедунова Л. Г. Психология личностного кризиса: диссертация доктора психологических наук [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского].- Ярославль, 2010.- 335 с.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. – 487 с.
Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева. М.,1999, 132 с.
Information about the project
Surname Name
Shchelokova Nadezhda Mikhaelovna
Project title
Interrelation of features of course of crisis of the mid-life and world-vision
Summary of the project
• In the course of research the subject of interrelation of outlook of the personality and course of crisis of the middle of life is for the first time touched. The resource features of outlook allowing more softly are revealed and empirically proved and it is productive to live the crisis period of the middle of life: the emotional and valuable relation to the world, belief of rather own value, a world outlook initiative, ability to lean on internal reference points, to trust itself, ability is balanced to use two multidirectional resources, namely, to be equally effectively turned both on itself and on others.
Keywords
crisis of the mid-life, world-vision of the personality