Регистрация / Вход
Прислать материал

Видовая квалификация и анализ произведений народного искусства на художественном рынке алтайского края

Сведения об участнике
ФИО
Козлова Алиса Владимировна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Культурология
Тема
Видовая квалификация и анализ произведений народного искусства на художественном рынке алтайского края
Резюме
Рассмотрена история развития народных художественных промыслов на Алтае. Выявлены факторы, оказавшие влияние на формирование переселенческой культуры Алтая. Охарактеризованы стилистические особенности художественных промыслов: художественная обработка дерева, роспись по дереву и металлу, керамическое и гончарное производство, плетение из природных материалов, художественная обработка бересты, вышивка, ковроткачество и др. Проведен анализ тенденций и направлений современных произведений народного искусства. Составлена видовая классификация художественных промыслов и ремесел Алтайского края. Выявлены имена индивидуальных мастеров и проанализированы их работы.
Ключевые слова
Народное декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы и ремесла, Алтайский край.
Цели и задачи
В проекте поставлены цели проанализировать и квалифицировать по видам произведения народных мастеров Алтайского края, представленных на художественном рынке Алтайского края .
Задачи:
• рассмотреть историю развития и стилистические особенности художественных промыслов Алтая;
• охарактеризовать основные виды народного декоративно-прикладного искусства;
• выявить трансформацию художественных традиций в народном искусстве Алтая в контексте сохранившихся технологий;
• раскрыть творческие индивидуальности мастеров народного искусства Алтайского края.
Введение

 Народное искусство Алтайского края – это уникальный сплав традиционной переселенческой культуры, имеющей свои стилистические особенности и самобытность сюжетов. Рынок переполнен огромными объемами продукции из-за рубежа, которые занимают нишу сувениров на региональном уровне. Выигрывая в финансовом плане, такая продукция приводит к постепенному стиранию этнической памяти у людей, развитию псевдокультуры, порождающей смену духовных ценностей. Поэтому возникает необходимость в анализе тенденций, направлений, стилистических особенностей и видовой квалификации произведений мастеров народного искусства в целях их позиционирования на художественном рынке.

Методы и материалы

В процессе работы были использованы следующие методы:

  • анализ трудов по истории развития художественных промыслов Алтая;
  • сбор информации по мастерам народного искусства Алтайского края;
  • метод аналогий;
  • интервьюирование и фотофиксация.

Теория и история народной художественной культуры представлена в труде В.С. Воронова «О крестьянском искусстве».

В трудах Л.В. Косогорова и Л.В. Неретина дана характеристика основных видов народного декоративно-прикладного искусства.

Современные проблемы народных художественных традиций рассматриваются в трудах И.Я. Богуславской и М.Н. Некрасовой. История возникновения крупных кустарных художественных центров – в работе В.Г. Смолицкого, Д.А. Чиркова и Ю.В. Максимова.

История развития алтайской домовой росписи отражена в трудах Н.И. Каплан. В работе Е.И. Соловьевой описывается влияние переселений на развитие крестьянского хозяйства и народного творчества. В исследованиях В. А. Липинской дана характеристика крестьянского жилища, хозяйственных построек, посуды, одежды населения Алтая. Художественные промыслы Алтая и перспектива их развития рассматриваются в трудах Л.В. Шокоровой.

Анализ публикаций свидетельствует, что за пределами внимания остались вопросы видовой квалификации современного народного искусства Алтайского края и анализ произведений современных мастеров, что подтверждает новизну проведенного исследования.

 

Описание и обсуждение результатов

Интерес к традиционным ценностям культуры продиктован необходимостью восстановления исторической памяти народа. Сохраняя творческий характер труда, народное искусство играет важнейшую роль в воспитании свободной, творческой, образованной, конкурентоспособной, культурной и творчески мыслящей личности.

Большой вклад в развитие художественных промыслов в Алтайском крае внесли переселенцы. Они совершенствовали орудия крестьянского труда, украшали свои жилища, предметы быта и одежду, внося в традицию новые элементы и вариации. Многие виды народного декоративно-прикладного искусства, функционирующие на Алтае в XIX –XX вв. продолжают активно развиваться. Частично утратив свою утилитарную функцию, изделия народного искусства в настоящее время вносят в жизнь человека красоту, энергетику ручного труда, авторское мировоззрение, рожденное на основе многовековых традиций в контексте современных технологий.

К видам народного искусства, развивающегося на Алтае, относятся: художественная обработка дерева и бересты, плетение из лозы, рогоза, соломки, художественное вязание и вышивка, роспись по дереву и металлу, камнерезное искусство, гончарное и керамическое производство, художественная ковка, мыловарение, войлоковаляние, витраж, флористика, резьба по кости, бисероплетение и др.

Наибольший интерес на художественном рынке Алтайского края представляют изделия, плетенные из рогоза, так как это практически единственный вид народного искусства, технологию которого не видоизменил технический процесс. Основываясь на глубокой традиции, изделия из рогоза совершенствуются по форме, цвету, материалу. Плетеные куклы имеют авторский почерк, ярко выраженный характерный региональный колорит и тематику, эмоционально-образное содержание, что особенно актуально в связи с развивающейся индустрией туризма, и как следствие, засильем сувенирной продукцией, выполненной в стиле народных

художественных промыслов, но без соблюдения технологий и традиций. Сохраняющая традиционную основу изготовления, рукотворная плетеная кукла является своеобразным генетическим кодом памяти, позволяющим передать потомкам притягательную ауру ручного труда, удовлетворяя природное любопытство человека.

Сохранение и возрождение народного искусства и художественных промыслов Алтая будет способствовать развитию духовности и патриотизма. Для этого необходимо воспитывать знания традиций и истории народного искусства через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.

Данная работа может использоваться в качестве лекционного материала по истории развития художественных промыслов Алтайского края, разработки научно-информационных изданий по видам народного искусства Алтая. Характеристика современных видов изделий позволит использовать данные аспекты в разработке новых видов изделий.

Используемые источники
В качестве источниковой базы использовались: музейные коллекции, фонды и экспозиции, федеральные и региональные законодательные акты, материалы научно-практических конференций, материалы анкетирования и интервьюирования мастеров, произведения мастеров народного искусства Алтайского края. Источником также является личный опыт автора исследования в изготовлении изделий народного искусства (плетение из рогоза).
Information about the project
Surname Name
Kozlova Alisa
Project title
Type qualification and the analysis of folk art works in Altai art market
Summary of the project
The history of folk art development in Altai is rewieved. The factors that influenced the formation of transmigratory Altai culture are discovered. The stylistic features of arts and crafts are characterized: artistic manufacturing of wood, painting on wood and metal, ceramic manufacture and pottery, weaving of natural materials, art processing of birchbark, fancywork, carpet weaving, etc. The analysis of trends and directions of contemporary folk art works is carried out. Type qualification of Altai arts and crafts is composed. The names of individual artists are revealed and their works are analyzed.
Keywords
Folk arts and crafts, artisan craftworks, Altai.