Регистрация / Вход
Прислать материал

Профориентационная работа педагога - психолога с детьми с умственной отсталостью на базе Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»

Сведения об участнике
ФИО
Шершнёва Татьяна Александровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Профориентационная работа педагога - психолога с детьми с умственной отсталостью на базе Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»
Резюме
В статье анализируются проблемы профориентационной работы с детьми с умственной отсталостью. Автор разработал программу профориентации для детей с умственной отсталостью, включающую в себя получение знаний о мире профессионального труда. В статье сделан вывод о необходимости квалифицированной и своевременной помощи взрослых умственно отсталым детям при выборе профессии.
Ключевые слова
профориентационная работа, дети с умственной отсталостью, программа профориентации, профессиональное самоопределение.
Цели и задачи
Цель работы: Формирование способностей к профессиональному самоопределению детей с умственной отсталостью.
Задачи профориентационной работы:
-Содействовать процессу профессионального и личностного самоопределения.
Введение

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии у и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам вспомогательных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда. 

Одна из трудностей приспособления выпускников специальных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. В этом случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей.

В связи с выше сказанным, мы разработали программу профориентации для детей с умственной отсталостью, включающую в себя  получение знаний и умений о мире профессионального труда.

Методы и материалы

анкетирование; демонстрациия видео-фильмов и презентаций; экскурсии в учебные заведения; встречи с представителями профессий.

Описание и обсуждение результатов

Этапы реализации программы по профориентации:

На первом этапе:

По результатам опроса нами было выявлено, были получены следующие показатели:

Знания умственно отсталых несовершеннолетних о профессиях ограничены. Например, многие учащиеся не проявляют устойчивого интереса к изучаемой профессии, у некоторых явно завышены профессиональная самооценка и уровень притязаний. Они претендуют даже на профессии, связанные с интеллектуальным трудом, что говорит о высоком уровне притязаний и о сильно завышенной самооценке. Вследствие этого профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессией.

   На втором этапе:

Мы создавали для максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий благодаря демонстрациям видео-фильмов и презентаций для четкого представления картины профессии.

На третьем этапе мы проводили беседы и консультации с детьми по выбору профессии и интересующим их вопросам. Мы старались содействовать несовершеннолетнему в своем выборе, опираясь на его интересы и мотивы.

 И на четвертом этапе были организованы встречи с представителями профессий и посещение предприятий.

 Нами было посещено «Алтайский политехнический техникум». Педагоги рассказали о специфике обучения и о профессиональной подготовке несовершеннолетних.

Так же была организована встреча с представителями профессий такие как швея и штукатур-маляр. Ребята задавали интересующие их вопросы и о специфики профессии.

Результат работы. Был повышен статус трудового воспитания, осознание детьми возможности профессиональной самореализации, интерес к профессиональной деятельности.

Используемые источники
1. Копылова Т. Г., Лашина О. Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида//Дефектология, 2006. – №5.
2. Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе. – К.,1976.
Information about the project
Surname Name
Shershneva Tatyana Alexandrovna
Project title
A career of a teacher psychologist is the work with children who have some mental retardation based on the Regional Rehabilitation Center for children and adolescents with disabilities "Zhuravliki"
Summary of the project
In the article the problems of vocational orientation work are analysed with children with a mental backwardness. An author worked out the program of vocational orientation for children with a mental backwardness, plugging in itself the receipt of knowledge about the world of professional labour. In the article drawn conclusion about the necessity of skilled and timely help of adults mentally to the backward children at the choice of profession.
Keywords
vocational orientation work, children with a mental backwardness, program of vocational orientation, professional self-determination.