Регистрация / Вход
Прислать материал

Особенности межличностных взаимоотношений в коммерческой организации

Сведения об участнике
ФИО
Орешина Марина Евгеньевна
Вуз
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования "Алтайская академия экономики и права"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Особенности межличностных взаимоотношений в коммерческой организации
Резюме
Никто из нас не может представить наш современный мир, без общения людей друг с другом. Расширение сферы общения, растущие нагрузки, усиление связей личности делают процессы общения и межличностных отношений, все более многообразными напряженными. Всё это нередко приводит к развитию внутренних и внешних конфликтов, отрицательно сказывается на здоровье.
Научные исследования, посвященные становлению и эволюции межличностных отношений сотрудников фирмы, немногочисленны и не отражают системного видения и решения этой проблемы в современных условиях.
Ключевые слова
Коммуникация, межличностные отношения, эксперимент, тренинг
Цели и задачи
Цель исследования - выявление социально-психологической совместимости сотрудников современного предприятия и ее влияние на межличностные отношения (на примере КПК «Союз»).
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Проанализировать теоретико-методологические аспекты исследования психологии совместимости.

Подобрать и апробировать диагностический инструментарий по оценке социально-психологической совместимости сотрудников современного предприятия.

Выделить организацию и методы исследования.

Проанализировать особенности социально-психологической совместимости и межличностных взаимоотношений в коллективе КПК.

Разработать рекомендации для руководства КПК по совершенствованию межличностных взаимоотношений в коллективе.
Введение

Межличностные отношения это средство, основной метод и содержание деятельности. Интенсификация социальных связей личности, расширение сферы общения, постоянно растущие нагрузки на психическую деятельность делают процессы общения и межличностных отношений все более многообразными и напряженными; эти факторы нередко создают условия для развития внешних и внутренних конфликтов, приводящих повсеместно к серьезным, отрицательным для здоровья личности рецидивам, к невозможности полноценно жить и трудиться. Такая ситуация предъявляет повышенные требования, в частности, к культуре общения, к умению быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнородных межличностных ситуациях.

Методы и материалы

В ходе исследования  использовался  комплекс   взаимодополняющих  методов:

1. Теоретические методы: анализ психологической литературы по проблеме.

2. Эмпирические методы: опрос, тестирование, обработка полученных данных.

Экспериментальной базой  исследования  стал кредитный потребительский кооператив граждан «Союз».

В исследовании приняли участие 20 респондентов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных специалистов в области общей и социальной психологии, в которых сформулированы методологические и теоретические принципы психологического изучения проблем межличностного общения и регуляции социального поведения индивидов (В.С. Агеев [2]; Г.М. Андреева [5], А.А. Бодалев, Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына, А.А.Леонтьев; Б.Д. Парыгин).[2, 5, 8, 37, 32, 46]. Методика Ляудис. Методика Айзенка.

Роль межличностных отношений в коллективе раскрывали Я.Л. Коломинский, Л.М. Фридман и др. В работах В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева рассматриваются формы межличностного взаимодействия индивидов [24, 62, 18, 19, 20, 32].

Описание и обсуждение результатов

Проблема межличностных отношений является актуальной, так как способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет  тот или иной успех в жизни. В ходе выполнении работы был изучен теоретический и практический материал, касающийся межличностных отношений и социально-психологической совместимости сотрудников. 

В первой главе раскрыты теоретические аспекты проблемы межличностных отношений, социально-психологической совместимости коллектива.

Рассмотрено положение межличностных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне, в других случаях - как отражение в сознании общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть правильно оценена, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд взаимодействий, возникающих внутри каждого вида взаимоотношений, не вне их (будь то «ниже», «выше», «сбоку» или как-либо еще). Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом «сечении» экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения.

Уточнено понятие «межличностные отношения», которые акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений. Описаны понятия социально-психологической совместимости и ее основные характеристики. 

Изучено влияние социально-психологической совместимости на межличностные отношения сотрудников современного предприятия.

Во второй главе описаны организация и методы исследования, осуществлен анализ и интерпретация данных исследования, разработаны рекомендации руководству Кредитного Потребительского Кооператива.

Экспериментальное исследование было проведено при помощи методики оценки темпераментов Г. Айзенка, социометрии Я. Морено, методики диагностики профессиональных ценностных ориентаций В. Ляудис.

Методика определения типа темперамента использовалась для определения характера взаимоотношений сотрудников в зависимости от их темперамента.

Была выявлена взаимосвязь между типами темперамента холерическим и сангвиническим и гипертимным и экзальтированным типом акцентуации у мужчин. У женщин эта зависимость проявляется между сангвиническим типом темперамента и эмотивной акцентуацией, а также холерическим и сангвиническим типом темперамента и гипертимной акцентуацией.

Используемые источники
1.Аванесов, В.С. Тесты в социологическом исследовании.
2.Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений.
3.Александрова, Т.И. Диаграмма психологической готовности школьника к взаимоотношениям на основе эмпатии.
4.Александрова, Т.И. Эмоциональное благополучие школьника как многомерный психологический феномен
5.Андреева, Г.М. Социальная психология.
6.Аникеева, Н.П. Развитие потребности в общении - одна из важнейших задач формирования личности.
7.Берн, Э. Игры, в которые играют люди, психология человеческих отношений; люди, которые играют в игры, психология человеческой судьбы: пер. с англ.
8.Бодалев, А.А. Психология общения.
9.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности.
10.Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность.
Information about the project
Surname Name
Oreshina Marina
Project title
Features of interpersonal relations in the commercial organization
Summary of the project
Project - Socio-psychological compatibility of employees of the modern enterprise and its effect on interpersonal relationships.
The purpose of research - the identification of the social and psychological compatibility of employees of the modern enterprise and its impact on interpersonal relationships (on the PDA "Union" example).
This goal involves the following tasks:
To analyze the theoretical and methodological aspects of the study of psychology compatibility.

To choose and test the diagnostic tools to assess the social and psychological compatibility of employees of the modern enterprise.

To select the organization and methods.

To analyze the features of the socio-psychological compatibility and interpersonal relationships in a group the CCP.

Develop recommendations for the CPC leadership on improving interpersonal relationships in the team.
Keywords
Communication, interpersonal relationships, experiment, training