Регистрация / Вход
Прислать материал

Визуальный язык и его роль в "Христианской топографии" Косьмы Индикоплова

Сведения об участнике
ФИО
Сиднева Мария Владимировна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Исторические науки
Тема
Визуальный язык и его роль в "Христианской топографии" Косьмы Индикоплова
Резюме
В работе представлено исследование особенностей визуального языка "Христианской топографии" и его роли в экзегезе Косьмы Индикоплова в свете переосмысления жанровой сущности сочинения.
Ключевые слова
"Христианская топография" Косьмы Индикоплова, визуальный язык, экзегеза, жанр
Цели и задачи
Целю данного исследования является анализ визуального языка "Христианской топографии" в экзегезе Косьмы Индикоплова. Исходя из цели поставлены задачи определить характер "Христианской топографии" с точки зрения его жанровой природы, охарактеризовать сущность визуального языка и его проявления, выявить место визуального языка в экзегезе Индикоплова.
Введение

"Христианская топография" - уникальный памятник ранневизантийской литературы, во многом приобретший популярность у современников и ставший объектом исследований благодаря богатому иллюстративному материалу. Манускрипты сохранили уникальные космограммы, миниатюры библейского цикла и зарисовки из торговых путешествий Косьмы. Несмотря на то, что миниатюры давно стали объектом исследования, специфичный визуальный язык "Топографии" был осознан как особая проблема относительно недавно. В настоящий момент проблема разрабатывается только в зарубежной историографии. В данном исследовании ставиться цель раскрытия визуального языка через призму жанрового осмысления сочинения.

Методы и материалы

Уникальность "Христианской топографии" проявляется практически во всех аспектах - в биографии ее автора, в широком охвате освещаемых им вопросов и своеобразии их раскрытия, иллюстрациях. Изучение отдельных сторон памятника, как показывает история исследований, заменило целостное осмысление феномена "Топографии". До настоящего времени ни проводилось ни одного специального исследования жанра "Топографии". Однако понимание характера сочинения играет решающую роль в понимании причин, обусловивших существование того или иного явления в "Христианской топографии". В своем исследовании мы будем исходить из положения внутренней обусловленности визуального языка целями и задачами, которые ставил перед собой автор при написании труда. Визуальный язык проявляется не только в иллюстрациях, но и самом тексте сочинения, в исследовании отдается приоритет текстологическому анализу. Поскольку отношение некоторых иллюстраций к автографу Козьмы остается спорным, исследование текста дает более достоверные сведения об идеях и приемах работы Косьмы.

Описание и обсуждение результатов

"Христианская топография" не представляет собой единого произведения, являясь сборником работ одного автора. Как видно из замечаний Косьмы само изначальное сочинение состоит из первых пяти глав сборника, где системно изложены его воззрения. Традиционно "Христианская топография" относится к географической литературе без дальнейшей жанровой дефиниции. Однако представленные карты и космограммы, учитывая некартографичность античного восприятия пространства, свидетельствуют скорее об обратном. Изучение авторских замечаний о целях работы, анализ иерархии рассмотренных вопросов позволяют говорить о "Топографии" как экзегетическом трактате. Определяющей задачей сочинения является правильное, с точки зрения Косьмы, толкование Библии, при этом он акцентируется на вопросах космологии, понимаемой им широко как учение о Вселенной, ее замысле и судьбе.

В своей экзегезе Косьма выступает сторонником типологического метода. Божественное откровение раскрывается человечеству в виде цепочки символических прообразов будущего. Содержание трактата представляет собой последовательное толкование этих символов. Наибольшее внимание уделено Скинии Завета, которая являет собой материально воплощенный образ устройства Вселенной. Для Косьмы зримый образ является универсальным способом передачи знания как от Бога людям, так и от автора читателю, поэтому он стремится к максимальной визуализации своих положений. Это проявляется в детальных описаниях, иллюстрациях и схемах, снабженных подробными подписями и заголовками. Несмотря на дискуссионность принадлежности библейских миниатюр протографу факт их наличия свидетельствует о заложенной в сочинении необходимости иллюстраций, даже если они позднее были добавлены иллюстратором под воздействием прочтения трактата. Прием визуализации обусловлен и особенностями личности автора, стремившегося запечатлеть свой собственный опыт путешествий.

Важной характеристикой "Топографии" является ее полемическая заостренность. Автор выступает против представлений, выходящих за грани созданной им модели Вселенной - согласованной со Священным Писанием системы топосов, через передвижение по которым проходит история Божественного домостроительства.

Особый визуальный язык, выработанный Косьмой, сделал его теорию популярной и доступной, что впоследствии отразилось на ее судьбе. Уступающая по глубине творениям своего жанра "Топография" благодаря своей образности нашла свое место в истории литературы и стала объектом интереса многих исследователей.

Используемые источники
1) Cosmas Indicopleustès Topographie chrétienne: Introduction, texte critique, illustrations et notes par W. Wolska-Conus / Wanda Wolska-Conus. - P.: Éditions du Cerf, 1968-1973. - Sources chrétiennes. № 141, 159, 197.
2) The Christian Topography of Cosmas Indicopleustes / Ed. by E. O. Winstedt. — Cambridge: Cambridge University Press, 1909. – x, 376 р.
3) The library of Photius. Series Translations of Christian literature. ser. I: Greek texts: Ed. by J. H. Freese / J. H. Freese. - N. Y.: Society for promoting Christian knowledge, 1920. – 371 р.
Information about the project
Surname Name
Sidneva Maria
Project title
The visual language and its role in the Christian Topography of Cosmas Indicopleustes
Summary of the project
The purpose of this research is to consider features of Cosmas’ visual language and determine its role in exegesis of the Christian Topography in the light of genre rethinking.
Keywords
Christian Topography, Cosmas Indicopleustes, visual language, exegesis, genre