Регистрация / Вход
Прислать материал

Особенности знакомства младших школьников со странами в процессе формирования вычислительных навыков

Сведения об участнике
ФИО
Семушина Наталья Николаевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Вятский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Особенности знакомства младших школьников со странами в процессе формирования вычислительных навыков
Резюме
Проект направлен на разработку методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию способов знакомства младших школьников со странами в процессе формирования вычислительных навыков.
Ключевые слова
Страноведческий материал, вычислительный навык, начальная школа
Цели и задачи
Цель: выявить особенности знакомства младших школьников со странами в процессе формирования вычислительных навыков.
Задачи:
1. Выявить особенности знакомства младших школьников со странами.
2. Определить особенности формирования вычислительных навыков у младшего школьника.
3. Подобрать и адаптировать диагностические методики, направленные на выявление уровня знаний младших школьников о странах.
4. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию способов знакомства младших школьников со странами в процессе формирования вычислительных навыков.
Введение

Изучение различных стран мира играет немаловажную роль в развитии младшего школьника. Однако география не является отдельной дисциплиной, изучаемой в начальной школе. Она входит в состав лишь одной дисциплины «Окружающий мир». Следовательно, тех знаний о странах, которые дети получают на уроках по окружающему миру, недостаточно. Поэтому целесообразно включать страноведческий материал в другие учебные предметы. Одной из важнейших задач обучения младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, так как они необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в обучении.

Методы и материалы

В ходе исследовательской работы нами использовались следующие методы:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной теме: изучение литературы, учебно-методических комплексов, учебных пособий, энциклопедий. С помощью данного метода была сконструирована теоретическая база исследования;

- тестирование, проведённое с учащимися 3 класса для выявления уровня знаний детей о странах;

- методы математической обработки данных: применялись для обработки данных исследования, составления диаграмм.

 

Описание и обсуждение результатов

Немаловажную роль в развитии младшего школьника, формировании его мировоззрения и культуры играет знакомство с разными странами мира. В курсе начальной школы география как отдельная дисциплина не проводится, поэтому школьники знакомятся с небольшим рядом стран. Следовательно, целесообразно включать сведения о странах в содержание заданий на разных дисциплинах, в том числе и на математике. Данную работу необходимо проводить систематически, начиная с 1 класса. При отборе страноведческого материала нужно учитывать уровень развития мышления младших школьников, их возрастные особенности.

Большое значение в курсе изучения математики в начальной школе имеет формирование вычислительных навыков, так как они необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в обучении. Формирование вычислительного навыка осуществляется в три этапа. Самый длительный по времени этап – это закрепление знаний приёма и выработки вычислительного навыка. Поэтому учителю начальных классов необходимо разнообразить деятельность детей на данном этапе, постоянно подбирая интересный материал.

Для выявления уровня знаний младших школьников о странах был разработан тест, состоящий из 12 вопросов. Проведённая исследовательская работа показала, что на данный момент наблюдается низкий уровень знаний младших школьников о странах. Мала доля учащихся с высоким уровнем знаний о странах.

В связи с выявленным низким уровнем знаний младших школьников о странах были разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию страноведческого материала при формировании вычислительных навыков младших школьников.

Применение на практике представленных в данной работе методических рекомендаций по использованию страноведческого материала при формировании вычислительных навыков младших школьников позволит:

- повысить уровень знаний детей о различных странах мира, расширить их кругозор;

- усилить активность учащихся при выполнении заданий;

- воспрепятствовать одностороннему развитию математических способностей;

- развивать мышление, внимание и память младших школьников.

Используемые источники
Моро, М. И. Методика обучения математике в 1–3 классе [Текст]: учебное пособие для учителя / М.И. Моро, А.М. Пышкало. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 33 с.
Моро, М.И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1, 2. – М.: Просвещение, 2011.
Низовцева, Л.А. Методика преподавания математики в начальной школе (региональный компонент): учеб. пособие для вузов – Архангельск: Поморский университет, 2009. – 217 с.
Петерсон, Л.Г. Математика «Учусь учиться». 3 класс. В 3 ч. Ч. 1, 2, 3. – 5-е изд., перераб. – М.: Ювента, 2013.
Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Симония, Н.А. Энциклопедия стран мира / Глав. Ред. Н.А. Симония. – М.: Экономика, 2004. – 1319 с.
Сиротенко, Н.Г. Малая энциклопедия стран – Харьков: Торсинг, 2000. – 720 с.
Information about the project
Surname Name
Semushina Natalya
Project title
The features of acquaintance of younger school students to the countries in the course of formation of computing skills
Summary of the project
The project is directed to development of methodical recommendations for elementary school teachers about use of ways of acquaintance of younger school students to the countries in the course of formation of computing skills.
Keywords
Geographic material, computing skill, elementary school