Регистрация / Вход
Прислать материал

Индивидуальные различия окуломоторной активности при решении перцептивной задачи у полезависимых и поленезависимых студентов

Сведения об участнике
ФИО
Зинченко Екатерина Михайловна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Науки о жизни и медицина
Раздел области наук
Фундаментальная медицина и физиология
Тема
Индивидуальные различия окуломоторной активности при решении перцептивной задачи у полезависимых и поленезависимых студентов
Резюме
К числу наиболее изученных параметров когнитивного стиля у человека относится полезависимость-поленезависимость. Особенности окуломоторной активности при решении перцептивной задачи могут раскрывать характер когнитивной обработки информации у полезависимых и поленезависимых респондентов. Мы изучали окуломоторную активность у студентов с учетом их индекса полезависимости при решении перцептивной задачи (тест "Фигуры Готтшальдта"). Таким образом, с перцептивной задачей быстрее справляются поленезависимые студенты, полезависимых студентов характеризует большее количество морганий, фиксаций и продолжительность фиксаций, поленезависимых - большая скорость саккад.
Ключевые слова
Студенты, окуломоторная активность, когнитивный стиль, индекс полезависимости - поленезависимости.
Цели и задачи
Цель исследования: изучить окуломоторную активность у студентов с учетом их полезависимости-поленезависимости при решении перцептивной задачи.
Задачи:
1. Выявить студентов с полезависимостью и поленезависимостью.
2. Оценить особенности окуломоторной активности студентов с разным когнитивным стилем.
3. Определить связь между показателем полезависимости и параметрами глазодвигательной активности.
Введение

Когнитивная обработка информации связана с особенностями процесса восприятия и стиля мыслительной деятельности у человека. К числу наиболее изученных параметров когнитивного стиля относится полезависимость-поленезависимость. Особенности окуломоторной активности (ОМА) при решении перцептивной задачи могут раскрывать характер когнитивной обработки информации у полезависимых (ПЗ) и поленезависимых (ПНЗ) респондентов. В связи с этим целью исследования явилось изучение окуломоторной активности у студентов с учетом их полезависимости-поленезависимости при решении перцептивной задачи.

Методы и материалы

Исследование проводилось в Саратовском государственном университете имени Н.Г Чернышевского. В эксперименте приняли участие 67 студентов, обучающихся на психологическом, биологическом и механико-математическом факультетах. Решение перцептивной задачи было связано с обнаружением элемента сложной фигуры  из предложенного стандартного набора элементов. Диагностика полезависимости-поленезависимости осуществлялась с помощью теста "Фигуры Готтшальдта". Исследование проводились посредством видеорегистрации движений взора испытуемого, осуществляемой стационарной системой бинокулярного трекинга глаз Eye Tracker. Частота работы системы фиксации взора - 500Гц. Для создания протокола предъявления стимулов и последующего предъявления материала применялся программный модуль Experimental Center. Испытуемые сидели перед монитором на расстоянии 65 – 70 см со встроенной в него системой удаленной регистрации движения глаз. По координатам центра зрачка и роговичного блика, а также по результатам калибровки рассчитывается направление взора, привязанное к рассматриваемому наблюдателем изображению. Первичная обработка основных характеристик движений взора производилась программой BeGaze установки Eye Tracker. Полученные данные обрабатывались посредством программы SPSS, использовался статистический критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ по Пирсону.

Описание и обсуждение результатов

В ходе исследования мы использовали следующие показатели окуломоторной активности:

Blink Count – количество морганий

Fixation  Count – количество фиксаций

Fixation  Frequency [count/s] – частота фиксаций

Fixation  Duration Total [ms] – общая продолжительность фиксаций

Fixation  Duration Average [ms] – средняя продолжительность фиксаций

Fixation  Dispersion Total [px] – общая дисперсия фиксаций

Fixation  Dispersion Average [px] – средняя дисперсия фиксаций

Saccade  Count – количество саккад

Saccade  Frequency [count/s] – частота саккад

Saccade  Duration Total [ms] - общая продолжительность саккад

Saccade  Duration Average [ms] – средняя продолжительность саккад

Saccade  Amplitude Average [°] –амплитуда саккад

Saccade  Velocity Average [°/s] – средняя скорость саккад

Saccade  Latency Average [ms] – средний латентный период

По результатам статистического анализа было выявлено, что быстрее с перцептивной задачей справлялись поленезависимые студенты по сравнению с полезависимыми (12743,07 мс и 22318,45 мс). Также для лиц с высоким уровнем полезависимости характерны значимо большие значения следующих показателей ОМА: количество морганий (7,63 и 4,96), количество (61,56 и 32,2) и продолжительность (11326,4 мс и 5182,5 мс) фиксаций, количество саккад (134,9 и 90,0).  Поленезависимые студенты характеризуются большей скоростью саккад (6,0 кол-во/с и 6,9 кол-во/с) и большим значением минимальной продолжительностью саккад (23,7 мс и 22,5 мс). Это свидетельствует о наличии значимых индивидуальных различий ОМА. Снижение индекса полезависимости-поленезависимости связано с уменьшением количества фиксаций, их продолжительностью, увеличением количества и скорости саккад, что приводит к сокращению времени, необходимого для решения подобных задач.Таким образом, индивидуальное различие выраженности когнитивного стиля оказывает влияние на характер когнитивной обработки информации при решении перцептивной задачи.

Используемые источники
1. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 304 с.
2. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль как фактор успешности обучения и общения в учебной сфере // Личность в деятельности и общении. – Ростов-на-Дону: Гефест, 1997. – С. 115-128.
3. Жердев И. Ю., Барабанщиков В. А. Аппаратно-программный комплекс для исследований зрительного восприятия сложных изображений во время саккадических движений глаз человека // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 123–131.
4. Алексеева А.С., Ломтатидзе О.В., Булатова Э.В. Использование айтрекинга при изучении визуального восприятия социальной рекламы студентами вуза // Айтрекинг в психологической науке и практике. 2015. С. 160 – 165.
Information about the project
Surname Name
Zinchenko Ekaterina
Project title
Individual differences of oculomotor activity in solving perceptual task of the field dependence and field independence students
Summary of the project
The field dependence-field independence is one of the most studied parameters of cognitive style of human.Features oculomotor activity in solving perceptual task can reveal the nature of the cognitive processing of information of the field dependence and field independence respondents. So in this research we studied investigate oculomotor activity of students considering their field dependence-field independence in solving the problem of perceptual (test "Figures Gottschaldt"). Thus, on the perceptual field independence students cope task faster, the field dependence students are characterized by a greater number of blinks, fixation and duration of fixations, the field independence students – high speed saccades detected. Reduction of field dependence-field independence index is associated with a decrease in the values of the parameters of fixations and saccades increasing values of parameters.
Keywords
Students, oculomotor activity, cognitive style, field dependence-field independence index.