Регистрация / Вход
Прислать материал

Массовые открытые онлайн курсы: перспективы интеграции в образовательную систему вуза

Сведения об участнике
ФИО
Гречушкина Нина Владимировна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Массовые открытые онлайн курсы: перспективы интеграции в образовательную систему вуза
Резюме
Массовые открытые онлайн курсы (МООК) являются педагогической инновацией, место которой в системе образования не определено однозначно. Данное исследование посвящено выявлению и анализу перспектив успешной интеграции МООК в образовательную систему вуза. В ходе исследования были проанализированы МООК как образовательный ресурс, выявлены характеристики образовательной системы вуза, необходимые для интеграции МООК, изучена и проанализирована готовность субъектов учебного процесса, преподавателей и студентов, к использованию МООК. Исследование проводилось с 15.10.2015г. по 05.03.2016г. на базе РИ (ф) МАМИ, доказало свою актуальность и имеет перспективы для развития.
Ключевые слова
Массовые открытые онлайн курсы, МООК, интеграция, высшее образование, образовательная системы вуза
Цели и задачи
Цель исследования: проанализировать перспективы успешной интеграции массовых открытых онлайн курсов в образовательную систему вуза.
Задачи:
 проанализировать массовые открытые онлайн курсы как образовательный ресурс;
 выявить характеристики образовательной системы вуза, необходимые для интеграции МООК;
 изучить готовность преподавателей к использованию МООК;
 проанализировать готовность студентов вуза к использованию МООК в учебном процессе.
Введение

Идея непрерывности образования, диктуемая тенденциями развития современного общества, отраженный в нормативных документах социальный заказ государства и общества на подготовку современных высококвалифицированных специалистов, влияние, оказываемое массовыми открытыми онлайн курсами (МООК) на систему образования нашей страны, поддержка идей открытого образования ведущими вузами нашей страны и органами власти обусловливают актуальность изучения МООК как образовательного ресурса, а также перспектив, возможностей и готовности к интеграции МООК в образовательную систему вуза, моделей и сценариев такой интеграции с целью поиска наиболее эффективных путей усовершенствования учебного процесса на основе современных технологий.

Методы и материалы

Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих методов исследования:

  • методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, системный, аналитико-синтетический);
  • эмпирические (анкетирование, наблюдение, эксперимент);
  • качественные и количественные методы обработки эмпирических данных, методы статистической обработки.
Описание и обсуждение результатов

Для достижения поставленной цели было проведено исследование, в ходе которого были решены следующие задачи:

  • проанализированы особенности  массовых открытых онлайн курсов как образовательного ресурса, представлена их типология, факторы, барьеры и возможные модели включения в образовательную систему вуза;
  • выявлены характеристики образовательной системы вуза, необходимые для интеграции МООК, как совокупность технической, административной и кадровой готовности;
  • изучена готовность преподавателей вуза к использованию МООК, которая может быть представлена как совокупность ее профессиональной, технической и психологической составляющих, первые из которых достигаются организацией мероприятий по повышению квалификации, а последняя зависит от компетентности преподавателя и уровня его профессионального и личностного саморазвития;
  • проанализирована готовность студентов вуза к обучению посредством МООК, которая складывается из таких компонентов, как психологический, технический, информационный и психолого-педагогический. Технический и информационный компоненты приобретаются в ходе учебных  и просветительских мероприятий, психологический и психолого-педагогический определяются уровнем развития когнитивно–познавательной, эмоционально–волевой, потребностно–мотивационной и межличностно–социальной сфер личности студента.

Теоретическая значимость работы заключается в анализе предмета исследования, определении и характеристике всех аспектов предмета исследования в системе, выявлении интеграционных возможностей образовательной системы вуза и МООК.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанных диагностических средств для оценки готовности к интеграции МООК в образовательную систему вуза.

Апробация результатов исследования состоялась в рамках:

  • Студенческой научно-практической конференции «Педагогика: взгляд студенческой молодежи» (Рязань, РГУ им С.А.Есенина, 16.10.2015). Доклад «Инновационный потенциал массовых открытых онлайн курсов».
  • IX Международной научно-практической конференции «Наука и образование XXI века» (Рязань, СТИ, 30.10.2015). Доклад «Инновационный потенциал Массовых открытых онлайн курсов».
  • Международного XIX Форума по проблемам Науки, техники и образования (Москва, 25.12.2015 – 31.12.2015). Доклад «Оценка потенциала массовых открытых онлайн курсов в высшей школе и стратегий их интеграции с использованием SWOT-анализа».
  • IV Международной научно-практической конференции "Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве" (Новосибирск, 18.03.2016). Доклад «К вопросу о типологии массовых открытых онлайн курсов».
Используемые источники
1. Айдрус И.А.З., Асмятуллин Р.Р. Мировой опыт использования технологий дистанционного образования
2. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика
3. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс
4. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы
5. Гречушкина Н.В. Оценка потенциала массовых открытых онлайн курсов в высшей школе и стратегий их интеграции с использованием SWOT-анализа
6. Селиванова Е.Ю. Электронное обучение за рубежом: примеры МООК
7. Тимкин С.Л. Блог. Апробация использования МООК в учебном процессе вуза
8. Травкин И.Ю. Массовое, открытое, онлайн – параллельно или вместе?
9. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
10. Мартишина Н.В. и др. Формирование профессионально-личностной стратегии современной студенческой молодёжи

Information about the project
Surname Name
Grechushkina Nina
Project title
Massive Open Online Courses: prospects of integration into an educational system of an Institution of Higher Education
Summary of the project
Massive open online courses are a modern trend in education supported by society and innovative universities all over the world. Being an innovation, MOOC do not have a certain place in educational system. The research is done to mark and analyse prosrects of successful integration of MOOK into an educational system of an Institution of Higher Education. We have analysed MOOK as an educational resourse, defined characteristics of an educational system of an Institution of Higher Education necessary for MOOK integration, studied and analysed readiness of members of academic activities to using MOOC.
Keywords
MOOC, massive open online course, higher education, integration