Регистрация / Вход
Прислать материал

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

Сведения об участнике
ФИО
Елисеева Софья Юрьевна
Вуз
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Социальные науки
Тема
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
Резюме
Работа посвящена рассмотрению модернизации профессионального образования в современной России. Представлен анализ одного из актуальных направлений модернизации образования – интеграции профессиональных образовательных учреждений. Отражены результаты социологического исследования, проведенного методом глубинного интервью о вопросе объединения учебных заведений профессионального образования на базе двух образовательных учреждений Пермского края. На основе этого охарактеризованы причины слияния, положительные и негативные следствия объединения, а также оценки результативности данного процесса. Разработаны рекомендации в отношении регулирования интеграции.
Ключевые слова
образование, профессиональное образование, модернизация профессионального образования, направления модернизации, интеграция профессиональных образовательных учреждений
Цели и задачи
Цель: проанализировать результативность реализации процесса интеграции учреждений профессионального образования среднего звена на примере Пермского края
Задачи:
1) рассмотреть причины объединения профессиональных образовательных учреждений;
2) выявить оценку административно-преподавательского состава в отношении объединения профессиональных образовательных учреждений среднего звена;
3) определить положительные и проблемные стороны слияния образовательных учреждений;
4) проанализировать специфику процесса объединения профессиональных образовательных учреждений в малом городе и городе-миллионере;
5) выработать рекомендации по решению проблем объединения образовательных учреждений.
Введение

В настоящее время анализируются многие неоднозначные процессы, возникновение которых связано с переходом общества в постиндустриальную эпоху. И это касается, в первую очередь, процессов, происходящих в отечественном образовании, которое сегодня подвержена всесторонней модернизации. Проведенный анализ литературы показал, что в современной науке достаточно большое внимание уделяется исследованию модернизации профессионального образования в России. Однако исследования касаются лишь в целом процесса, а не отдельных его направлений. Поэтому многие направленияеще не получили должного освещения. К числу таких проблем можно отнести изучение случая интеграции профессиональных образовательных учреждений в России.

Методы и материалы

С целью изучения процесса объединения профессиональных образовательных учреждений было проведено социологического исследование методом глубинного интервью с административно-преподавательским составом этих учреждений. Всего было проведено 16 интервью. Отбор информантов осуществлялся посредством целенаправленной выборкой, методом «снежного кома». Полученные данные были обработаны с помощью метода традиционного качественного анализа текста. Обоснование выбора этих методов сводится к тому, что у исследователей была потребность в наработки теоретической базы относительно данного направления модернизации. Было важно понять, как оценивают такой процесс объединения административно-преподавательский состав, люди, которые непосредственно включены в этот процесс. Глубинное интервью обеспечило и оценку такой реорганизации, которая проявилась в объединении образовательных учреждений среднего профессионального звена. Следовательно, можно говорить о соответствии выбранных методов сбора и обработки данных задачам и цели. Исследование проводилось на базе двух профессиональных учебных заведений, в рамках которых произошло слияние образовательных учреждений: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования №1» г. Кунгур (ГБПОУ «КЦО №1») и Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Пермский техникум промышленных и информационных технологий» г. Пермь (КГАПОУ «ПТПИТ»).

 

Описание и обсуждение результатов

Исходя из результатов исследования, была выявлена зависимость особенности интеграции профессиональных учебных заведений от типа поселения. Специфика выражается, в первую очередь, в причинах объединения. Интеграция учреждений малого города зависит от соотношения количества учебных заведений на количество населения, а города-миллионера – от потребности в крупных образовательных центрах, специализирующихся на базе одного предприятия. Административно-преподавательский состав по-разному оценивает процесс объединения профессиональных образовательных учреждений. Кроме того, как показали результаты, оценка эффективности интеграции в городе-миллионере выше, по сравнению с малым городом. Также были выявлены основные положительные стороны процесса объединения профессиональных образовательных учреждений – усиление педагогического состава учреждения профобразования, улучшение материально-технической базы, повышение конкурентоспособности учебных заведений. Ключевые проблемы, возникающие при слиянии учебных заведений профессионального образования – сокращение преподавательского состава, адаптация субъектов объединения, увеличение учебной нагрузки педагогов. Помимо этого, были выделены специфические проблемные и положительные аспекты интеграций профессиональных образовательных учреждений среднего звена.

На основе проведенного исследования были разработаны рекомендации для решения и предотвращения выявленных проблем в реализации интеграции учреждений профобразования. Во-первых, необходимо проводить особые мероприятия в рамках корпоративной политики, которые нацелены на повышения адаптации и сплочения субъектов объединения (студентов, преподавателей). Также проводить мероприятия, разъясняющие цели и задачи интеграции. Во-вторых, в каждом структурном подразделении с целью повышения эффективности управления рекомендуется вводить должность линейного руководителя. В-третьих, в соответствии с особенностями объединяемых учреждений следует обеспечивать должное повышение квалификации кадров по новым интегрированным стандартам и программам. Также желательным является объединение профессиональных образовательных учреждений, ведущих подготовку по одной специальности.

Используемые источники
1) Бикмухаметов И.Х. Инновационные направления модернизации профобразования. М.: УЭкС. № 24. 2010. 7 с.
2) Дубровская Т.А. Формирование и развитие системы профобразования в России. Москва, 2004. 529 с.
3) Калугина Д.А. Среднее профобразование как предмет социологического исследования. г. Екатеринбург, 2004. 187 с.
4) Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы: постановление Правительства РФ, 2011.
5) Просвиркин В.Н. Объединение – это развитие // Издание «Преемственность в образовании». № 2 (11). 2012.
6) Сабанова О.В. О государственной политике развития системы профобразования в России // Материалы научной конференции.
7) Система образования в России: 1991-2016. / ВЦИОМ, 2000.
8) Цзян Сяоянь. Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России, Казань, 2009. 170 с.

Information about the project
Surname Name
Sofia Eliseeva
Project title
MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION IN MODERN RUSSIA: INTEGRATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY LEVEL (ON THE EXAMPLE OF PERM KRAI)
Summary of the project
The article discusses the issues of modernization of professional education in modern Russia. Presents an analysis of one of the important directions of modernization of education is the integration of professional education institutions. Reflects the results of the sociological research conducted using in-depth interview about the issue of unification of educational institutions of professional education on the basis of two educational institutions of Perm region. Based on this, describe the reasons for the merger, the positive and negative sides. Recommendations for resolution integration.
Keywords
education, vocational education, modernization of vocational education, trends of modernization, the integration of professional education institutions