Регистрация / Вход
Прислать материал

«Экологическая модернизация сети общественного транспорта города Краснодара»

Сведения об участнике
ФИО
Остриков Игорь Андреевич
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кубанский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Науки о Земле, экология и рациональное природопользование
Раздел области наук
Экология
Тема
«Экологическая модернизация сети общественного транспорта города Краснодара»
Резюме
В данной работе проведен анализ факторов, позволяющих оценить энергоэффективность системы экологически чистого общественного транспорта на примере трамвайной системы г. Краснодара. Определены ключевые показатели трамвайной системы и разработаны предложения по её совершенствованию.
Ключевые слова
энергоэффективность, трамвай, урбоэкосистема, трамвайная система, рекуперация кинетической энергии.
Цели и задачи
Целью данной работы является изучение влияния общественного транспорта на экологию урбанистических образований на примере г. Краснодара. В соответствии с целью работы в ней определены следующие задачи:
– изучить особенности экосистем городов и роль транспорта в экосистемах современных городов;
– изучить особенности городского электрического транспорта как экологического фактора;
– исследовать энергоэффективность городского транспорта на примере трамвая;
– выработать предложения по совершенствованию инфраструктуры трамвайной сети и подвижного состава для повышения энергоэффективности;
– исследовать состояние общественного транспорта в г. Краснодаре и его влияние на экологию;
– разработать предложения по улучшению экологической составляющей общественного транспорта г. Краснодара.
Введение

За последние десятилетия глобальное потребление  энергии значительно возросло. Так, в период между 1973 и 2007 гг. спрос на первичные энергоресурсы увеличился  вдвое. В будущем потребление энергии будет расти, если не будут приняты меры по обеспечению энергоэффективности потребителей.

 В современной урбанистической среде транспорт останется единственной и самой крупной отраслью конечного потребления энергии. Одним из путей улучшения  системы общественного транспорта является  переход на современные модели транспортных средств, что приведет к повышению энергоэффективности.  Хорошая система общественного транспорта является привлекательной, доступной и надежной. 

Методы и материалы

В г. Краснодаре наибольшую нагрузку по перевозке пассажиров несет трамвайная система. Существующая система обеспечивает суточные перевозки примерно 325000 пассажиров, что в среднем составляет 29000 пассажиров на маршрут. Но в реальности показатели нагрузки отдельных маршрутов различаются на порядок.

Расчет энергопотребления для существующей трамвайной системы составляет20245,6 Вт.час/ткм. При полной замене подвижного состава трамваев на современные модели  их количество планируется сократить с 273 до 232 единиц. В этом случае  энергопотребление системы составит 15629,1 Вт час/ткм.

Таким образом, только замена устаревшего подвижного состава дает 24% повышение энергоэффективности трамвайной системы. При увеличении средней скорости движения относительно расчетной энергоэффективность будет только возрастать.

Повышение средней скорости движения подвижного состава достигается путем оптимизации графиков движения, оперативного диспетчерского управления с использованием спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС и ряда мероприятий по регулированию дорожного движения.

 

Описание и обсуждение результатов

В настоящее время данная возможность существует для нового подвижного состава, составляющего 11%  всего трамвайного парка, с ограничением того, что возвращенная энергия может быть потреблена только подвижным составом находящимся на том же сегменте контактной сети в момент возвращения энергии. Это ограничение связано с тем, что инфраструктура тяговых подстанций системы энергоснабжения трамвая не имеет систем накопления и перераспределения рекуперированной энергии.

При создании перспективного плана развития инфраструктуры трамвайной сети           г. Краснодара необходимо учитывать возможности рекуперативного торможения и с этой целью повышать среднюю скорость движения в системе с 23 км/ч  до 30 км/ч, а также предусмотреть строительство тяговых подстанций с возможностью накопления и перераспределения рекуперированной энергии.

Таким образом, совершенствование трамвайной системы г. Краснодара должно проводится за счет комплекса мер но повышению энергоэффективности с учетом всех описанных параметров: сохранение и в перспективе увеличение количества перевозимых пассажиров, замена подвижного состава на современный с сохранением существующей пассажировместимости, оптимизация графиков движения и загрузки вагонов за счет информационного и навигационного обеспечения, модернизация инфраструктуры трамвайной сети для полного использования рекуперации с целью снижения энергопотребления.

Реализация подобной системы даст возможность снизить потребление электроэнергии в расчете на 1 ткм на 22,9% , при повышении средней скорости движения вагонов в системе на 18,6 %,с одновременным снижением количества подвижного состава на  31 единицу при сохранении пассажировместимости.

Данные меры, кроме очевидной экономической выгоды, дают также социальный эффект, связанный с повышением комфортности урбанистической среды.

Используемые источники
1 Остриков И.А. Перспективы развития экологически чистого общественного транспорта города Краснодара. – сб. науч.тр. Вып 2. Краснодар: Кубанский госуниверситет; Просвещение-Юг, 2014. – 151 с.
2 Остриков И.А., Бочко Т.Ф. Пути повышения энергоэффективности экологически чистого общественного транспорта г. Краснодара // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2 (24) 2015 г. – 150 с.
3 Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности – наука о выживании втехносфере/С.В.Белов. –М.: МГТУ, 1996.– 143 с.
4 Бёлер-Бэдекер С.Городской транспорт и энергоэффективность//С.Бёлер-Бэдекер, Х. Хюгигн. Bonn, GIZGmbH, 2013 – 106c.
5 Бодня, О.Ю. Трамвай, троллейбус и Краснодар. История развития электротранспорта в столице Кубани/O.Ю.Бодня, Р.В. Лысянский, В.Е. Мартьянов. –Краснодар:Традиция, 2012. – 336с.
Information about the project
Surname Name
Ostrikov Igor
Project title
Ecological Modernization of the Network in Krasnodar City Public Transport
Summary of the project
In this work the analysis of the factors allowing to estimate energy efficiency of system of public transport on the example of tram system of Krasnodar is carried out. Key indicators of tram system are defined and offers on its improvement are developed.
Keywords
energy efficiency, tram, urban ecology, tram system, recovery of kinetic energy.