Регистрация / Вход
Прислать материал

«Удивительный мир профессий»

Сведения об участнике
ФИО
Затолокина Елизавета Вадимовна
Вуз
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
«Удивительный мир профессий»
Резюме
В работе кратко рассказывается о понятиях: профессия, профориентация, об удивительных профессиях, которые существуют в мире, о высокооплачиваемых, востребованных и не востребованных специальностях на сегодняшний момент. Автор обосновывают необходимость создания профориентационного студенческого центра «Удивительный мир профессий», предназначенного для старшеклассников, сомневающихся в выборе будущей профессии. Студенты – работники центра, помогут школьникам в выборе специальности с помощь различных профориентационных упражнений, бесед, разыгрывания мини-спектаклей.
Ключевые слова
профессия, профориентация, старшеклассники, выбор, уникальные профессии, профориентационный центр.
Цели и задачи
Цели проекта: теоретически обосновать и практически апробировать необходимость функционирования студенческого профориентационного центра «Удивительный мир профессий».
Задачи проекта:
1.Ознакомить старшеклассников с понятием профессия;
2.Познакомить с типами профессий;
3.Рассказать о редких, востребованных и менее востребованных профессиях;
4. Выдвинуть идеи и предложения по созданию профориентационного студенческого центра «Удивительный мир профессий» на базе НИУ «БелГУ».
Введение

Проблема: каковы особенности функционирования профориентационного студенческого центра «Удивительного мира профессий»?

Цель: теоретически обосновать и практически апробировать необходимость функционирования студенческого профориентационного центра «Удивительный мир профессий».

Объект исследования: процесс профессиональной ориентации старшеклассников.

Предмет: удивительный мир профессий.

Научная значимость:

- уточнены сущность и содержание понятий «профессия», «профессиональная ориентация»;

- приведены примеры самых удивительных профессий в стране и в мире;

 

- выдвинуты идеи и предложения по созданию профориентационного студенческого центра.

Методы и материалы

К числу ведущих методологических подходов, определяющих принципы конструирования образовательного туризма в Белгородской области относятся:

- системный подход (В.А. Караковский, Л.И Новикова, Н.Л. Селиванов, Ю.П. Сокольников, Е.Н. Щуркова) позволяет рассматривать удивительный мир профессий как целостный комплекс взаимосвязанных элементов мира профессионального труда;

- аксиологический подход (Н.А. Асташова, И.Ф. Исаев, А.В. Кирьякова, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов, Г.И. Чижакова и др.) способствует формированию у обучающихся ценностного отношения к выбору будущей профессии;

- личностно-ориентированный подход (М.С. Каган, А.В. Мудрик, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов) предполагает моделирование выбора будущей профессии на основе индивидуальных личностных особенностей каждого обучающегося и его семьи;

- средовый подход (Е.П. Белозерцев, Н.И. Вьюнова, Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин) определяет круг действий с образовательно-развивающей профессиональной средой.

 

Методы исследования. В процессе выполнения научно-исследовательской работы использовались: теоретические (анализ информационных источников по проблеме исследования; моделирование; сравнительный анализ) и эмпирические (анкетирование, беседа; наблюдение; оценка и самооценка; эксперимент и др.) методы исследования.

Описание и обсуждение результатов

Выбор профессии – это нормальный процесс осмысления человеком себя. Если человек умеет анализировать свою жизнь, ставить цели добивается их, если он умеет анализировать ситуацию и соотносить ее со своими интересами, если он умеет работать с информацией и превращать ее в знание и выбор, значит, он без труда сможет определиться с выбором будущей профессии. Но, как правило, таких старшеклассников очень мало. В основном, большинству из них, требуется квалифицированная помощь в этом вопросе, поэтому мы и считаем, что открытие студенческого профориентационного центра «Удивительный мир профессий» поможет многим школьникам сделать правильный профессиональный выбор.

Для того чтобы понять, нужна ли профориентационная помощь старшеклассникам, мы провели анкетирование. Проанализировав анкеты, мы пришли к выводу, что многие старшеклассники уже определились с выбором будущей профессии. Большинство из них выбирают специальность по её востребованности и высокому доходу, но всё же есть и те, которые делают выбор в пользу собственных интересов. Также студенты изъявляют желание посещать профориентационный студенческий центр «Удивительный мир профессий».

Исходя из результатов анкет, мы можем увидеть и то, что некоторые старшеклассники даже не имеют представления, и без помощи посторонних людей не могут определиться с выбором будущей специальности. В приоритете у них стоят личные убеждения и наличие соответствующих способностей. Немногие школьники имеют возможность получить помощь в выборе профессии у друзей, родителей, родственников, поэтому профориентационный центр в первую очередь помогал бы определиться с выбором. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. 

 

Таким образом, можно сделать вывод, что профориентационный центр «Удивительный мир профессий», который мы представили в нашей работе, будет являться очень полезным для многих старшеклассников, которые ещё не определились с выбором будущей профессии. Проведённое исследование позволяет утверждать, что проблема выбора профессии была, есть и будет актуальной всегда. Систематическая и целенаправленная профориентационная работа оказывает положительное влияние на определение с профессией, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности старшеклассника. Следовательно, необходима систематическая работа в этом направлении.

Используемые источники
1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология» / Г.С. Абрамова. — М.: Академия, 1999. - 267 с.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. — М.: МПСИ /Воронеж: МОДЭК, 1995. – 517 с.
3. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка. — М.: 2001. – 56 с.
4. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. — Минск: Народная асвета, 1978. – 112 с.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. — М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.
6. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с.
7. Переведенцев В.И. Человек выбирает профессию. – М.: Знание, 1989. – 94 с.

Information about the project
Surname Name
Zatolokina Elizaveta Vadimovna
Project title
"The wonderful world of professions."
Summary of the project
The paper briefly describes the concepts: profession, career guidance, the amazing careers that exist in the world, highly demanded and popular specialties at the moment. The author proves the necessity of creating a professional orientation of the student center "Wonderful World of Professions", designed for high school students, the doubters in the choice of future profession. Students - Center staff will help students in choosing a profession with the help of various professional orientation exercises, conversations, playing mini-performances.
Keywords
profession, career guidance, high school, choice, unique profession, career-oriented center.