Регистрация / Вход
Прислать материал

Формирование патриотизма у учащихся в пространстве школьного музея

Сведения об участнике
ФИО
Кочкина Анастасия Александровна
Вуз
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" в г. Нижнем Тагиле
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Формирование патриотизма у учащихся в пространстве школьного музея
Резюме
В работе раскрывается проблема патриотического воспитания в пространстве современного школьного музея. Актуализация вопроса проводится на примере конкретной образовательной организации в г. Нижний Тагил (МБОУ СОШ №1 им. Н. К. Крупской), с деятельностью которой автор ознакомился в ходе прохождения музейно-архивной практики. На базе музея данной школы была реализована всероссийская патриотическая акция «У Победы наши лица», что вызвало интерес у исследователя.
Ключевые слова
патриотизм, школьный музей, акция, патриот, воспитание.
Цели и задачи
Цель проекта: изучить процесс формирования патриотизма в пространстве школьного музея на примере МБОУ СОШ № 1 г. Нижний Тагил и разработать на этой основе ряд предложений для повышения эффективности воспитательной работы.
Задачи проекта:
1. Выяснить роль школьного музея, проектной деятельности и патриотизма в современном образовательном процессе.
2. Проанализировать опыт музея МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской по формированию патриотизма при реализации проекта «У Победы наши лица».
3. Оценить педагогические возможности проекта «У Победы наши лица».
4. Проанализировать результаты патриотического воспитания в школьном музее.
5. Рассмотреть перспективные направления развития метода проектов в процессе воспитания патриотизма.
Введение

 В системе образования существенная роль отводится духовно-нравственному направлению  развития личности.  Об этом свидетельствует существующая нормативно-правовая база. Своевременным становится теоретическая разработка вопроса патриотического воспитания молодежи. Эта проблема представляет сложность хотя бы в том, что до сих пор не существует единой, всеобъемлющей трактовки понятия. В пределах многонациональной России воспитание патриотических чувств, основанных на возвышении какой-либо национальности, ее культуры и традиций просто не допустимо.  Перед учреждениями образования сегодня встает вопрос: «Как и какими методами прививать трепетное отношение к стране?».  

 

Объект: школьный музей.

Предмет: процесс формирования патриотизма

 

Методы и материалы

 

В работе использованы следующие методы научного исследования:

  • общенаучные: анализ, синтез;
  • специально-исторические: идиографичесий – позволяет определить патриотизм как исторически сложившуюся систему ценностей;
  • методы педагогического исследования: наблюдение, изучение опыта, изучение продуктов ученического творчества, интервью;
  • междисциплинарные: социологические  методы (анкетирование). 
Описание и обсуждение результатов

В процессе разработки темы автор апробировал в школе методику социологического опроса. Первичные результаты опубликованы на научно-практических конференциях:

  1. Кочкина А. А., Катаева П. А. Формирование патриотизма в пространстве школьного музея // Шаг в историческую науку: Материалы  конференции молодых ученых (г. Екатеринбург, 16 апреля 2015 г.). Вып. 15 /  ФГБОУ «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015.  – с. 104-106.
  2. Кочкина А. А. Формирование патриотизма у школьников в процессе реализации музейного проекта // Великая Отечественная война: уроки прошлого в интерпретации настоящего: материалы городской научно-практической конференции (г. Нижний Тагил, 14 мая 2015 г.) / МАОУ гимназия №18. – Нижний Тагил, 2015. – с. 59-62.
  3. Кочкина А. А. Рыжкова О. В. Музейный проект и патриотизм школьников // Перспективы науки - 2015: сборник докладов I международного конкурса научно-исследовательских работ (12 октября 2015 г.). Том 1. Социально-гуманитарные науки. – Казань "ООО Рокета Союз" – с. 28-34.
  4. Материалы заочного круглого стола «Патриотизм, Юбилей Победы и школьные проекты», который был проведен автором совместно с научным руководителем 28 мая 2015 г. В нем приняли участие педагоги, родители и учащиеся школы № 1 им. Н. К. Крупской.
Используемые источники
1. ФГОС, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2011-2015 гг.».
2. Делопроизводственные документы музея «История образования в г. Нижний Тагил».
3. Исследовательские и творческие работы учащихся школы № 1 им. Н.К. Крупской, подготовленные в рамках реализации патриотической акции «У Победы наши лица».
4. Воспоминания О.В. Рыжковой «Послевкусие Победы: размышления на незаданную тему».
5. Материалы заочного круглого стола «Патриотизм, Юбилей Победы и школьные проекты».
6. Местное периодическое издание – «Тагильский рабочий».
7. Сайты патриотических акций, проведенных в РФ к 70-летию Победы, официальный сайт школы № 1.
8. Электронные словари Ожегова, Кузнецова, Ушакова, философский словарь.
Information about the project
Surname Name
Kochkina Anastacia
Project title
The formation of patriotism among the students of space school Museum
Summary of the project
The scientific work reveals the problem of Patriotic education in modern school Museum. Actualization of the issue focuses on the specific educational organizations in the city Nizhny Tagil, which the author read in the course of Museum and archival practices. The Museum of this school was realized the all-Russian Patriotic campaign "Victory our faces" that sparked the interest of the researcher
Keywords
patriotism, the school Museum, the campaign, patriot, education.