Регистрация / Вход
Прислать материал

Методические подходы к изучению неполных предложений в средней школе

Сведения об участнике
ФИО
Веселова Алина Константиновна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Методические подходы к изучению неполных предложений в средней школе
Резюме
Работа посвящена одной из проблем преподавания синтаксиса в школе – неполному предложению. Рассмотрены основные определения данного понятия в лингвистической науке, определены критерии для выделения неполных предложений в тексте, проанализирован соответствующий материал современных школьных учебников, выявлены проблемы в изучении данного явления, сформулированы рекомендации по изучению данной темы в школе в виде схемы-алгоритма.
Ключевые слова
языкознание, неполное предложение, методические подходы, структурная и семантическая неполнота, контекст, члены предложения
Цели и задачи
Целью данной работы является анализ методических подходов в изучении неполных предложений в средней школе и представление в виде схемы путей их решения.
Задачи:
1) изучить проблему неполных предложений в работах лингвистов;
2) определить рабочее понятие неполного предложения;
3) проанализировать теоретический материал школьных учебников по данной теме;
4) представить в виде опорной схемы методические рекомендации по изучению данной темы в школе.
Введение

В современной лингвистике вопрос о неполноте предложения является одним из наименее разработанных. В связи с этим существует проблема изучения неполного предложения в школе. 

Актуальность: нерешенность данного вопроса в науке не позволяет авторам школьных учебников дать единое представление о неполных предложениях, вследствие чего ученики не имеют четкого понимания того, что такое синтаксическая неполнота, чем подобные конструкции отличаются от смежных явлений. В итоге непонимание и неразличение конструкций приводит к множеству ошибок.

Объект исследования – неполные предложения.

Предмет исследования – содержание темы «Неполные предложения» в школьных учебниках.

Новизна: составление рекомендаций по изучению данной темы в школе.

Методы и материалы

Материалом исследования служит содержание школьных учебников по теме «Неполные предложения»:

1. Бархударов С. Г. (2001). Тема "Понятие о неполных предложениях", с. 125-129;

2. Бунеев Р. Н. (2010). Тема "Понятие о неполных предложениях", с. 200-205

3. Панов М. В. (2008). Тема "Полные и неполные предложения", с. 143-148

4. Разумовская М. М. (2009). Тема "Неполные предложения", с. 91- 93

В работе использовались следующие методы:

1. Метод анализа (анализ содержательной стороны темы «Неполные предложения»;

2. Метод сравнительно-сопоставительного анализа, с помощью которого

а) сравнивается материал школьных учебников,

б) сравниваются точки зрения лингвистов на проблему синтаксической неполноты;

3. Метод интерпретации материала.

4. Метод классификации (классификация типов предложения по структурным особенностям).

Описание и обсуждение результатов

В работе были рассмотрены различные точки зрения лингвистов на проблему синтаксической неполноты. Было установлено, что при определении типа предложения важным фактором является как структурная, так и смысловая недостаточность. Также были проанализированы мнения ученых о способе восстановления пропущенных членов (принцип подразумевания и обращение к контексту), среди которых способ обращения к контексту для восстановления пропущенного члена является, по нашему мнению, наиболее достоверным. Для дальнейшего исследования этой темы было выбрано и обосновано определение неполных предложений, предложенное В. В. Бабайцевой, которое учитывает необходимые для выделения этого явления критерии: важность как структурной, так и семантической неполноты, неполнота предложения из-за незамещенности позиции как главных членов, так и второстепенных, восстановление пропущенного члена с помощью контекста.

Анализ содержания школьных учебников по данной теме показал, что в некоторых из них тема «Неполные предложения» реализована полностью (Р. Н.Бунеев), в других – частично (М. В. Панов, М. М. Разумовская). Частичная реализация темы выражается в следующем: критерием неполноты является отсутствие только главных членов предложения; принимается во внимание только структурная неполнота, не разграничиваются понятия неполноты и односоставности (понимание смысла неполного предложения требует восстановления пропущенных членов), не сопоставляются явление неполноты и смежных явлений (парцелляция, прерванные предложения и др.).

В работе обращено внимание на проблемы изучения этой темы в школе: неразличение односоставных и двусоставных неполных предложений учащимися, выявление школьниками неполноты предложения ввиду отсутствия только главных членов предложения,  неоднородность теоретического материала в учебниках по данной теме, отсутствие в школьной литературе методики работы с неполными предложениями.

Были проанализированы методические рекомендации по работе с неполными предложениями Е. М. Виноградовой, послужившие основой для создания схемы-алгоритма, позволяющей определять тип предложений (односоставные и двусоставные полные и неполные). Данный алгоритм состоит из трех этапов. На первом и втором этапе анализируется структура главных и второстепенных членов предложения без учета контекста, на третьем этапе производится восстановление пропущенных членов с помощью контекста. При этом разграничиваются типы неполных предложений по составу главных членов и по составу второстепенных членов. Предложенная схема поможет ученикам разграничить понятие односоставных и неполных предложений, определить тип предложения на основе анализа его структуры и выявления природы пропущенных компонентов.

Используемые источники
1. Бабайцева В. В. Современный русский язык: [учебник для педагогических институтов] : в 3 ч. – М. : Просвещение, 1987, Ч. 3: Синтаксис. Пунктуация / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб. – 1987. – 255 с.
2. Виноградова Е. М. Неполные предложения в синтаксической системе современного русского языка / Е. М. Виноградова // Русский язык в школе. — 2012. — № 2. — С. 21-26. – Окончание следует.
3. Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке : учебное пособие для студентов педагогических институтов / П. А. Лекант. — Изд. 2-е, испр. — М. : Высшая школа, 1986. — 176 с.
4. Литневская Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе : учебное пособие для студентов [филологических факультетов] вузов / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева ; [под ред. Е. И. Литневской]. – М. : Академический Проект, 2006. – 589 с.
Information about the project
Surname Name
Veselova Alina
Project title
Methodological approaches to the study of incomplete sentences in high school
Summary of the project
The work is dedicated to one of the problems of teaching syntax in school - incomplete sentences. The basic definition of this concept in the linguistic science, the criteria for the allocation of incomplete sentences in the text, analyzed relevant material of modern textbooks, identified problems in the study of this phenomenon, made recommendations for the study of the subject in the school in the form of circuit-algorithm.
Keywords
Linguistics, incomplete sentence, methodological approaches, structural and semantic incompleteness, the context of the sentence