Регистрация / Вход
Прислать материал

Влияние человеческого фактора на авиационные происшествия

Сведения об участнике
ФИО
Ямушева Наталья Викторовна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Влияние человеческого фактора на авиационные происшествия
Резюме
В настоящее время проблема человеческого фактора в отрасли авиационной психологии стала особенно значима для науки и практики. Этим вопросом озабочены многие теоретики и исследователи. Этой теме посвящены статьи в периодических изданиях и монографии российских и зарубежных ученых.
Ключевыми задачами авиационной психологии на современном этапе является анализ психологических причин авиационных происшествий, выявление в их возникновении так называемого «человеческого фактора», а, как следствие, определение качеств пилотов и другого летного персонала (бортпроводников, наземного персонала, авиадиспетчеров), способствующих предотвращению авиационных происшествий.
Ключевые слова
Человеческий фактор, авиационная психология, бортпроводники, пилоты, исследование
Цели и задачи
Цель: Выявить роль человеческого фактора, как основного, в причинах возникновения авиационных катастроф
Поставленные задачи:
1. провести анализ теоретических и эмпирических исследований в авиационной психологии;
2. изучить методы авиационной психологии, как подотрасли инженерной психологии;
3. разработать классификацию причин авиационных катастроф;
4. проанализировать психологические детерминанты авиационных катастроф;
5. разработать психологические рекомендации по профилактике катастроф в авиации;
6. проанализировать компетентностные модели летного состава и руководителей авиационного бизнеса;
7. выявить роль ошибок в составлении компетентностных моделей в детерминации техногенных катастроф.
Введение

В настоящее время проблема человеческого фактора в авиационной психологии стала особенно значима для науки и практики. Этим вопросом озабочены многие теоретики и исследователи. Этой теме посвящены статьи в периодических изданиях и монографии российских и зарубежных ученых.

По данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в 2014 году большинство (82 %) авиационных происшествий было связано с человеческим фактором, 16 % – с отказами авиационной техники, 2%- с неблагоприятным внешним воздействием.

Для предотвращения авиационных происшествий мало учитывать возможности летательных аппаратов. Важно учитывать роль человека во всей этой системе. А когда речь заходит о человеке нельзя упускать из внимания его психическое состояние.

 

Методы и материалы

Методологической основой исследования послужили классики авиационной психологии Платонов К.К., Пономаренко В.А., Гандер Д.В., Корчемный П.А., Юсов В.Т., Стрелков Ю.К., Добротворский Н.М., Ломов Б.Ф., Завалова Н.Д., Попов В.А, Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н., компетентностного подхода В.И. Байденко, А. Андреев, В.А. Болотов, Ю.Г. Татур, Э. Зеер, Э. Сыманюк, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской,  Шишов С.Е., методов психологического исследования, а именно: анализ документов, интервью, психологический анализ деятельности.

Выбор методических средств в решении задач исследования обусловлен их содержанием. В ходе работы комплексно применялись следующие методы: теоретический анализ, наблюдение (внешнее и самонаблюдение), интервьюирование, анализ документов, экспертные оценки, обобщение независимых характеристик, анализ продуктов профессиональной деятельности, психологическое моделирование. Применялись статистические методы обработки данных-контент-анализ, первичная описательная статистика, таблица сопряженности 2*2.

Описание и обсуждение результатов

В настоящее время проблема человеческого фактора в отрасли авиационной психологии стала особенно значима для науки и практики.

Целью моего исследования было выявить роль человеческого фактора, как основного, в причинах возникновения авиационных катастроф.

Был проведен анализ специальной литературы, а также рассмотрение всевозможных сайтов, связанных с расследованием авиационных происшествий.

В ходе экспериментального исследования, при помощи контент-анализа я выявила, что наиболее часто встречающейся (около 80%) причиной авиационных происшествий является «человеческий фактор», второй по значимости (около 12%)- техническая неисправность воздушного судна, третьей является (около 8%) теракт.

Я изучала авиационные происшествия за последние 30 лет как российские, так и зарубежные. Главным критерием для подбора авиационных происшествий было количество жертв (от 520 до 6 госпитализированных), а также разные типы воздушных судов как российского, так и иностранного производства.

Основной причиной авиационных происшествий является человеческий фактор.

В ходе исследования я получила следующие результаты:

  1. Я изучила такие методы авиационной психологии, как: теоретический анализ, наблюдение (внешнее и самонаблюдение), интервьюирование, анализ документов, экспертные оценки, обобщение независимых характеристик, анализ продуктов профессиональной деятельности, психологическое моделирование. Применялись статистические методы обработки данных-контент-анализ, первичная описательная статистика, таблица сопряженности 2*2.
  2. Мною была разработана классификация авиационных катастроф. Выявлены три причины возникновения авиационных происшествий: человеческий фактор, техническая неисправность, теракт. Понятие «человеческий фактор» можно разделить на несколько подкатегорий:
  1. Ошибка пилотирования экипажа- командира воздушного судна или второго пилота
  2. Ошибка авиадиспетчера
  3. Ошибка работников наземных служб
  4. Основными психологическими детерминантами авиационных происшествий являются:
  1. нарушение предполетного отдыха экипажа (усталость, снижение быстроты реакции);
  2. давление на экипаж со стороны вышестоящих органов управления;
  3. недостаточная компетенция членов экипажа;
  4. незнание основных руководящих документов, таких как руководство летной эксплуатации, технологическая карта полета, руководство по эксплуатации воздушного судна;
  5. недостаток навыков во время практических занятий на тренажерах;
  6. недостаток теоретических знаний;
  7. ошибочное трактование систем аэронавигации, а также метеорологических датчиков;
  8. несогласованность действий экипажа;
  9. отсутствие в программах подготовки экипажа специальных тренировок
Используемые источники
1.Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н Современные тенденции развития отечественной авиационной психологии // 2012г. №2(8). С.100-105
2.Прохорова М.В. Психология труда. Учебно-методическое пособие- Нижний Новгород : ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012. 71 с.
3.Прохорова М.В., Ежова А.С. Сравнительный анализ методов разработки компетенций/ Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского. Серия «Социальные науки», 2012, вып.2. С. 63-71.
4.Прохорова М.В., Ларина А.Л. Разработка целостных моделей компетенций для должностей фармацевтического бизнеса методом анализа документов // Биофармацевтический журнал, 2014, Т. 6 (№4). С.37-44.
5. https://ru.wikipedia.org
6. http://mak-iac.org/
Information about the project
Surname Name
Yamusheva Natalya
Project title
Investigation of the influence of the human factor in the accidents
Summary of the project
Currently, the human factor is a problem in the industry of aviation psychology has become especially significant for science and practice. This question preoccupied many theorists and researchers. This topic is devoted to articles in periodicals and monographs of the Russian and foreign scientists.
You have to understand that in order to prevent accidents enough to take into account the possibility of the aircraft. It is important to consider the role of the person in this whole system. And when it comes to man can not lose sight of the mental state, which is the root cause of such sore expression in aviation as a "human factor".
Keywords
The human factor , aviation psychology, flight attendants , pilots , research