Регистрация / Вход
Прислать материал

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сведения об участнике
ФИО
Чиванова Любовь Леонидовна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Резюме
Рассматриваются особенности профессионального становления студентов различных специальностей в условиях профессионального образования, анализируются необходимые для успешной профессиональной деятельности личностные качества специалистов в сфере «человек-человек». Представлены результаты эмпирического изучения профессионально–важных личностных качеств студентов различных специальностей.
Ключевые слова
Профессиональное становление личности, высшее профессиональное образование, студент, экономическая специальность, медицинская специальность, специальность «информатика и вычислительная техника».
Цели и задачи
Целью данного исследования являлось изучение особенностей профессионального становления студентов различных специальностей в условиях профессионального образования.
Введение

Профессиональное становление – это процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма, процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью [3].

 

 

Методы и материалы

 

Методы исследования: В данном исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова,
  2. методика определения профессиональных склонностей Л.А. Йовайши,
  3. опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока,
  4. методика «Мотивы выбора профессии».

Эмпирическое исследование проводилось на базе Центра планирования карьеры ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г.Чебоксары .

В исследовании приняли 379 студентов, обучающихся на первом и втором курсах по трем специальностям: экономической (N=129), медицинской (N=131), и специальности «информатика и вычислительной техники» (N=119).

Описание и обсуждение результатов

В ходе тестирования были получены следующие результаты.

На экономической специальности выявлены такие профессиональные склонности: более половины студентов предпочитают деятельность, связанную с общением и сотрудничеством с людьми (52% опрошенных имеют направленность «Человек - Человек», 81% - склонность к работе с людьми).  79% студентов также проявили склонность к планово-экономическим видам работ (профессии, труд в которых направлен на работу с числами и выявление количественных соотношений) и 33% опрошенных предпочли бы работу в сфере обслуживания. Также были исследованы мотивы выбора профессии студентов, которыми они руководствовались при поступлении на данный факультет. Более 50% студентов ориентировались как на внутренние индивидуальные, так и социально-значимые мотивы, т.е. для них важна общественная и личная значимость работы, удовлетворение, которое она приносит благодаря творческому характеру, возможность общения, руководства другими людьми и т.д. 

На специальности «информатика и вычислительная техника» больше половины опрошенных студентов склонны к работе с техникой (59% – «Человек-Техника», 77% – склонность к работе на производстве).  Более 60% студентов предпочитают умственные виды работ. Также было выявлено, что 79% студентов данного факультета имеют склонность к работе с людьми. Доминирующими мотивами выбора профессии являются внутренние индивидуально-значимые и внешние положительные мотивы: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.

Студенты медицинского факультета склонны к работе с людьми (89% - «Человек - Человек», 85% - склонность к работе с людьми), 65% опрошенных проявляют интерес к работе типа «Человек - Природа». Также обнаружено, что у респондентов доминируют следующие профили: медицина (90%), биология (53%) и сфера обслуживания (40%). Среди преобладающих мотивов – внутренние индивидуальные и социальные значимые (76% и 78% соответственно).

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что интересы и склонности большинства студентов, прошедших тестирование, соответствуют их выбору профессии. Данный факт говорит о том, что студенты осознанно и ответственно подошли к выбору будущей профессии. Эти качества открывают перед ними широкую перспективу профессионального и личностного роста. Вместе с тем выявлена часть студентов, чьи  профессиональные склонности недостаточно соответствуют специальности, на которой они обучаются. Для них выработаны соответствующие рекомендации.

Данные результаты найдут свое применение в построении профиля «профессиональных склонностей» вышеуказанных специальностей и оказании помощи выпускникам школ и абитуриентам ВУЗов при подборе будущей профессии в соответствии с их склонностями и предпочтениями. 

Используемые источники
1. Боликова Л.Ю., Шурыгина Ю.А. Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. – Пенза: ПГПУ, 2011. – № 24.
2. Захарова А.Н. Психология труда и инженерной психологии. Конспект лекций. Чебоксары: изд-во Чуваш. ун-та. 2003.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
Information about the project
Surname Name
Chivanova Lyubov Leonidovna
Project title
Features of professional formation of Students of different specialties at the stage of higher education
Summary of the project
Features of professional formation of students of different specialties at the stage of professional education is discussed in the article. The authors analyzed necessary for a successful career personal qualities of specialists in the field of "human-human". The results of empirical study of professionally important personal qualities of students of different specialties of are presented in the article.
Keywords
Professional formation of the person, the higher vocational education, the student, the economic profession, medical specialty, specialty "Computer Science and Engineering"