Регистрация / Вход
Прислать материал

Управление конфликтными ситуациями в высшей школе

Сведения об участнике
ФИО
Тишкина Валерия Валентиновна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский государственный радиотехнический университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Управление конфликтными ситуациями в высшей школе
Резюме
В ходе работы над проектом были изучены характеры и причины конфликтов, возникающих в высшей школе, проанализированы наиболее распространенные методики урегулирования конфликтных ситуаций, а также исследованы уровень развития конфликтности и социально-психологический климат в группе.
Также были проведены исследования в группе аспирантов на предмет наличия конфликтных ситуаций и на анализ уровня конфликтности каждого учащегося, с целью подробно изучить процесс изменения текущего психологического климата в группе.
Ключевые слова
Педагогика, высшая школа, конфликты, психологический климат, психологическая атмосфера, аспирант
Цели и задачи
Целью проекта является изучение характера и причин конфликтов, возникающих в высшей школе, анализ наиболее распространенных методик урегулирования конфликтных ситуаций, а также исследование уровня развития конфликтности и социально-психологического климата в группе аспирантов.
Задачами проекта являются:
1) изучение теоретических основ возникновения конфликтных ситуаций в высшей школе;
2) подбор методик, позволяющих наиболее объективно оценить уровень конфликтности и психологическую атмосферу в исследуемой группе;
3) проведение тестирования группы аспирантов на предмет наличия конфликтных ситуаций и на анализ уровня конфликтности каждого учащегося в начале и в конце семестра;
4) анализ и сравнение полученных результатов.
Введение

Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту в современной высшей школе. Сегодня педагог должен обладать компетенциями, которые позволят предупреждать и разрешать конфликтные ситуации в образовательном пространстве. При урегулировании конфликта важно учитывать индивидуальные психологические особенности учащихся. Конфликт – социальное явление, которое, в принципе, естественно для такого динамичного социума, каким является современное высшее образовательное учреждение.

Методы и материалы

Экспериментальное исследование социально-психологического климата проводилось среди группы аспирантов первого года обучения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный радиотехнический университет», находящегося в Рязани.

Исследование проводилось два раза, с целью сравнить результаты в начале семестра с результатами в конце семестра. После исследования следовало определить, улучшились или ухудшились социально-психологические показатели в группе и, как следствие, изучить влияние психологической атмосферы на уровень конфликтности личности каждого учащегося.

В эксперименте приняли участие 28 учащихся группы аспирантов первого года обучения.

Методика исследования состояла из четырех тестов. В ходе исследования были использованы следующие методики: 

1) оценка уровня конфликтности личности В.И.Андреева;

2) исследование психологической атмосферы в группе по Фидлеру;

3) экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто;

4) определение индекса групповой сплоченности Сишора.

Описание и обсуждение результатов

Первый тест был посвящен оценке уровня конфликтности личности. Участникам тестирования было предложено ответить на 14 вопросов. Целью исследования было выяснить, уровень развития конфликтности каждого учащегося в отдельности и средний уровень развития конфликтности по группе. По результатам всех исследований  уровень развития конфликтности учащихся колеблется от 2 — низкого уровня до 6 — чуть выше среднего. Анализируя полученные результаты и сравнивая между собой результаты за начало и конец семестра, можно прийти к следующим выводам. Наметилась основная тенденция уровня развития конфликтности личности у большинства учащихся. Уровень развития конфликтности стал соответствовать четвертому уровню – чуть ниже среднего. У тех, у кого уровень развития конфликтности был ниже четвертого уровня, этот уровень повысился. А у тех, у кого был выше, наоборот, уровень развития конфликтности понизился. Можно сказать, что при более длительном общении друг с другом, уровень развития конфликтности стал приходить к определенному одинаковому знаменателю.

Второй тест посвящен исследованию психологической атмосферы в группе по Фидлеру. Учащиеся в этом тесте оценивали степень благоприятности атмосферы в коллективе. Итоговый показатель колеблется от 10 (самая высокая оценка) до 80 (самая низкая). В начале семестра психологическая атмосфера составила в среднем 35 баллов, а в конце - 31 балл, то есть психологическая атмосфера в группе при более длительном общении аспирантов друг с другом стала улучшаться.

Третий тест называется «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе». Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. По результатам тестирования можно сделать выводы, что в течение семестра аспиранты стали больше интересоваться друг другом. Они стали интересны друг другу. При этом учащиеся не стремятся проводить с одногруппниками досуг и заполнять внеучебное время общением с ними. Хотя свой коллектив аспирантам понравился с самого начала.

Четвертый тест посвящён определению индекса групповой сплоченности Сишора. Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое. В начале учебы группа аспирантов разделилась на микрогруппы, в которых они выполняют совместные учебные проекты-задания. Наблюдаются незначительное усиление групповой сплоченности в каждой микрогруппе.

Результаты проведенных исследований показали улучшение психологического климата в коллективе. Улучшение было незначительным, но многие частные показатели улучшились. Это говорит о подтверждении теории развития коллектива. Также можно сказать, что члены коллектива начали больше интересоваться друг другом и стали стремиться проводить время вместе и, как следствие, уровень конфликтности каждого учащегося понизился.

Используемые источники
1. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. - М., 1987. – 208 с.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 256 с.
3. Курочкина, И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. 229 с.
4. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие/ Р.С.Пионова. - Мн.: Университетское, 2002. - 256 с.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
6. Томас К. Шеллинг. Стратегия конфликта. – М.: ИРИСЭН, 2014. – 368 с.
Information about the project
Surname Name
Tishkina Valeriya
Project title
Conflict situation management in a higher educational establishment
Summary of the project
In the project the characters and the causes of the conflicts that can be in higher school were studied, the most common methods of conflict resolution were analyzed, the level of a conflict and socio-psychological climate in the group were discussed.
The research in the group of post-graduate students was conducted to learn the presence of conflicts in the group, the conflict level of each student, to study the process of changing the current psychological climate in the group in details.
Keywords
Pedagogics, education, a higher school, a conflict, a psychological climate, a psychological atmosphere, a post-graduate student