Регистрация / Вход
Прислать материал

"Обоснование мер по сокращению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Тульской области)"

Сведения об участнике
ФИО
Луптакова Виктория Владимировна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Экономические науки
Тема
"Обоснование мер по сокращению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Тульской области)"
Резюме
Работа посвящена разработке мер, которые могут способствовать снижению дефицита бюджета Тульской области. В работе рассмотрены такие вопросы как понятие и причины возникновения бюджетного дефицита, представлены методы определения устойчивости региональных бюджетов, изучена проблема дефицита бюджета в европейских странах. Также в работе проведен детальный анализ основных характеристик Тульского областного бюджета, на основе которых были предложены меры для сокращения бюджетного дефицита. На основе проведенного анализа и при помощи метода экстраполяции были спрогнозированы доходы бюджета Тульской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Ключевые слова
дефицит бюджета, меры по сокращению бюджетного дефицита, доходы областного бюджета
Цели и задачи
Цель исследования – разработка и обоснование мер по сокращению бюджетного дефицита.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. раскрыть понятие бюджетного дефицита;
2. представить методы определения устойчивости региональных бюджетов;
3. рассмотреть опыт решения проблемы дефицита бюджета в Европейских странах;
4. провести анализ бюджетной политики Тульской области;
5. проанализировать основные показатели бюджетов Тульской области за 2010-2013 годы и размер дефицита бюджета;
6. разработать и обобщить меры по снижению дефицита;
7. сделать прогноз объема доходов бюджета Тульской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Введение

Сегодня региональные и муниципальные органы власти должны в полном объеме обеспечивать устойчивое развитие регионов, а также пропорциональное развитие всех секторов экономики в рамках территориальных бюджетов. Именно региональные бюджеты способствуют финансовому обеспечению решения задач, которые обязаны выполнять региональные и муниципальные органы власти.

Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях региональная бюджетная политика служит важнейшим экономическим рычагом воздействия государства на социально-экономические процессы в регионе, а также тем, что с проблемой дефицита бюджета связаны ключевые аспекты жизнеобеспечения: занятость населения, рост производства и т.д.

 

 

Методы и материалы

На сегодняшний день в целях эффективного управления финансовыми ресурсами субъектов РФ актуальна проблема качественной оценки потенциальных и реальных возможностей.

Система анализа, используемая сегодня на территории РФ, заключается в оценке бюджетных показателей. Но при этом, стоит отметить, что единой системы анализа, оценивающей финансовый потенциал региона, не выработано.

Для проведения анализа в работе использовались два метода.

Механизмы оценки финансовой устойчивости субъекта были предложены многими учеными-экономистами. В работе будет рассматриваться методика, предложенная академиком Поляком Г. Б. Согласно его методике, уровень устойчивости бюджета определяется объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов.

Н. Ю. Коротина говорит о том, что анализ муниципальной бюджетной политики должен проводится в три этапа. На первом этапе проводится анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании. На втором этапе проводится анализ наличия и исполнения нормативно-правовой базы бюджетного процесса. На третьем этапе проводится анализ финансового состояния бюджета субъекта РФ. Результаты анализа позволяют определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов, выявить факторы, влияющие на финансовое положение в регионе и т.д.

В работе использовались материалы, размещенные на официальном сайте Министерства финансов Тульской области.

Описание и обсуждение результатов

На сегодняшний день в целях эффективного управления финансовыми ресурсами субъектов РФ актуальна проблема качественной оценки потенциальных и реальных возможностей.

Система анализа, используемая сегодня на территории РФ, заключается в оценке бюджетных показателей. Но при этом, стоит отметить, что единой системы анализа, оценивающей финансовый потенциал региона, не выработано. Механизмы оценки финансовой устойчивости субъекта были предложены многими учеными-экономистами. В данной работе использовалась методика, предложенная академиком Поляком Г. Б.

Размер дефицита бюджетов большинства европейских стран превышает предельное значение в 3%, установленное Еврокомиссией в «Пакте стабильности и роста». Поэтому в начале 2015 года было сделано заявление, что ЕС в очередной раз планирует ослабить требования к государствам-членам по соблюдению норм бюджетного дефицита, что даст Франции, Италии и другим странам больше времени на приведение бюджетов в соответствие с брюссельскими нормами.

Последние 5 лет страны ЕС сокращают бюджетные дефициты, раздувшиеся во времена мирового финансового кризиса. Для этого они повышают налоги и снижают государственные расходы. Меры жесткой экономии отрицательно влияют на темпы экономического роста и уровни безработицы в странах.

В целом можно говорить о соблюдении бюджета области на протяжении 2010-2013 годов, о росте доходов бюджета в основном за счет налоговых и неналоговых поступлений. Так как происходит рост доходов соответственно происходит рост и расходов бюджета. Расходы бюджета направлены на финансирование социальной сферы жизни общества и выполнение государственных целевых программ. На протяжении периода наблюдается дефицит бюджета.

Были разработаны и обобщены мены по снижению дефицита бюджета:

  • в части увеличения доходов: развитие налогового потенциала Тульской области, совершенствование управления имуществом области, развитие и использование инвестиционного и инновационного потенциала области;
  • в части сокращения расходов: повышение эффективности бюджетных расходов области, развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений и дальнейшее развитие контрактной системы.

Полученные с помощью разработанной модели значения сравнивались с объемом доходов, прописанных в законе Тульской области о бюджете Тульской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Анализ показал, что рассчитанный с помощью модели объем доходов области в 2015 году достаточно близок к значению объема доходов, прописанных в законе. Разница в объеме прогнозируемых доходов 2016 и 2017 годах по сравнению с прогнозированным Минфином Тульской области значением доходов областного бюджета значительно больше.

Модель хорошо использовать для прогнозирования доходов в краткосрочном периоде, для прогнозирования на среднесрочный период необходимо использование большего числа данных.

Используемые источники
В работе использовались материалы, размещенные на официальном сайте Министерства финансов Тульской области.
Information about the project
Surname Name
Luptakova Victoria
Project title
The justification of measures to reduce the budget deficit of region of the Russian Federation on the example of Tula region
Summary of the project
The paper is devoted to the development of measures that can contribute to the reduction of the budget deficit in Tula region. The paper discusses such issues as the concept and the causes of the budget deficit, the methods of determining the stability of regional budgets, studied the problem of the budget deficit in European countries. The work also provides a detailed analysis of the main indicators of the Tula regional budget on the basis of which measures are proposed. Incomes of the budget of the Tula region for 2015 and on planning period 2016 and 2017 were predicted on the basis of the analysis and using the method of extrapolation.
Keywords
budget deficit, incomes of regional budget, measures to reduce the regional budget deficit