Регистрация / Вход
Прислать материал

Зависимость изменения уровня толерантности от типа психической регуляции личности в контексте инклюзивного образования

Сведения об участнике
ФИО
Волченкова Анастасия Александровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Зависимость изменения уровня толерантности от типа психической регуляции личности в контексте инклюзивного образования
Резюме
В работе представлены теоретические обобщения результатов эмпирического исследования когнитивных основ формирования толерантности школьников в контексте инклюзивного образования. Обсуждается предположение о том, что систематическое проведение занятий в рамках коррекционной программы «Формирование толерантности у детей, имеющих нормальное развитие к людям с ОВЗ и инвалидностью» создает условия воспитания толерантности к детям с ОВЗ. Внедрение в образовательный процесс результатов эмпирического исследования и психолого-педагогического эксперимента, выполненного в рамках методологии системно-деятельностного подхода, свидетельствует о повышении уровня толерантности.
Ключевые слова
Инклюзивное образование, толерантность, психическая регуляция личности, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)
Цели и задачи
Цель исследования: оценить возможное влияние типа психической регуляции личности (понимаемой через конструкт «автономность–зависимость» [4]) на способность к формированию толерантности у учащихся.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить функциональные особенности коррекционной программы и осуществить отбор совокупности учебных занятий, наиболее соответствующих логике.
2. Выявить особенности использования занятий, проводимых в рамках коррекционной программы для исследуемой группы учащихся.
3. Определить условия, наиболее значимые для эффективного проведения психолого-педагогических занятий по коррекционной программе.
4. Установить эффективность предлагаемых учебных занятий по коррекционной программе, как средств формирования толерантности обучающихся к людям с ОВЗ и инвалидностью.
Введение

В современной психологии образования актуальной является проблема толерантности – важного качества, которое обеспечивает эффективность инклюзивного образования. Для эффективного формирования толерантности важно учитывать ее взаимосвязь с процессами психической регуляцией личности. Опираясь на разработки Г.У. Солдатовой [5], Т.Н. Гущиной [3], мы разработали программу занятий «Формирование толерантности у детей, имеющих нормальное развитие к людям с ОВЗ и инвалидностью».

Гипотеза 1: изменение уровня толерантности зависит от типа психической регуляции.

Гипотеза 2: целенаправленное и систематическое использование занятий коррекционной программы создает условия повышения толерантности у испытуемых к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Методы и материалы

Методика и процедура исследования

Исследование проводилось на базе школ г. Ярославля. В качестве испытуемых приняло участие 263 школьника – учащиеся 7 и 8 классов (135 девочек и 128 мальчиков).

Методики: опросник «автономности-зависимости» для подростков (13-15 лет) [4]; экспресс-опросник «Индекс толерантности» [5].

План исследования: использовалась двухфакторная схема планирования. Внутригрупповой фактор «Повторное измерение» – обследование испытуемых до начала занятий, после их окончания и отсроченный замер (спустя 2 месяца). Межгрупповой фактор «Группа испытуемых» – принадлежность испытуемых к группе «автономных» и «зависимых» субъектов оценивалась по опроснику «автономности-зависимости» Г.С. Прыгина [4].

Процедура: по результатам предварительного тестирования учащиеся были разделены на 3 группы – «автономные», «зависимые», «смешанные». В соответствии с гипотезой исследования, интерес представляют группы «автономных» и «зависимых» субъектов – данные этих испытуемых будут анализироваться. Со всеми учащимися было проведено 12 групповых занятий, включающих элементы психологического тренинга, деловые и ролевые игры.

Обработка данных и статистический анализ результатов проводился в системе IBM SPSS 22.0. Использовались процедуры t-критерия Стьюдента для независимых выборок и двухфакторный дисперсионный анализ с повторными измерениями, процедура ОЛМ-повторные измерения.

Описание и обсуждение результатов

Фактор «Группа испытуемых» оказал статистически значимое влияние на изменение индекса толерантности (F(1,261)=2,874, р=0,091). Изменение индекса толерантности в группе «зависимых» субъектов показало преимущество в сравнении с испытуемыми группы «автономных» субъектов - это подтверждает наше первую гипотезу. Поскольку «зависимым» субъектам в силу своих личностных особенностей проще подстроиться под внешние требования, в регуляции своего поведения они опираются на внешнюю стимуляцию, условия и требования. Деятельность «автономных» субъектов основана на доминирующем учете внутренних, субъективных факторов. Эти данные эмпирические подтвердили взгляды Г.С. Прыгина [4] на континуум психической регуляции личности.

Результаты дисперсионного анализа обнаружили статистически достоверный эффект фактора «Повторного тестирования» на изменение величины индекса толерантности (F(1,261)=149,545, р=0,000). Индекс толерантности увеличился после повторного тестирования и после отсроченного замера статистически достоверно не угасает. Наши данные эмпирически подтвердили предположения Г.У. Солдатовой [5]  в контексте формирования толерантной личности о том, что это возможно через отработку жизненно необходимых социальных навыков, позволяющих подростку жить в мире и согласии с собой и другими. На занятиях мы создали условия для многократной отработки учащимися таких навыков, как позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, корректировки самооценки, самоутверждения, самопознания своего Я и Я среди других [2]. Эффект занятий по коррекционной программе, связанный с изменением индекса толерантности, статистически достоверно не угасает, спустя 2 месяца после окончания занятий.

Установлен достоверно значимый эффект совместного влияния этих двух факторов на изменение в двух группах индексов толерантности F(1,261)=36,733, р=0,000).

Анализ результатов дисперсионного анализа позволил обнаружить отсутствие эффекта фактора «Отсроченного тестирования» на изменение величины индекса толерантности по сравнению с предыдущим замером (F(1,261)=1,658, р=0,199). Это значит, что занятия коррекционной программы оказали эффект на изменение индекса толерантности, и он статистически достоверно не угасает.

Обобщение результатов выполненного нами эмпирического исследования позволяют надеяться, что дальнейшее использование предложенных нами занятий по коррекционной программе может и должно быть перспективным в воспитании детей и построении инклюзивной организационной культуры в образовательном учреждении. При этом важно учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся такие как, ригидность личности [1], которая характеризуется затрудненностью в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки.

Используемые источники
1. Волченкова А.А. Формирование толерантности – путь к инклюзивной культуре школы. Монография. Изд-во – LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrücken. 2015. – 57 с.
2. Кашапов М.М. Когнитивные компоненты подростковой креативности в конфликте с учителями С. 50-55. / М.М. Кашапов, А.А. Волченкова //«Психология в странах АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион): Человеческий фактор развития» Научно-политическое издание. Т 1 (1) 2015.
3. Гущина Т.Н. Я и мои ценности: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. – М.:АРКТИ, 2008. – 128 с.
4. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. - 408 с.
5. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Разные, но равные: большие психологические игры / Под редакцией Г.У. Солдатовой. М.: ЦентрСМИМГУим. М.В. Ломоносова, 2004. – 336 с.
Information about the project
Surname Name
Volchenkova Anastasia
Project title
The dependence of change of tolerance index on the type of mental regulation of an individual in the frame of inclusive education
Summary of the project
This project presents the results of empirical research of cognitive bases forming of tolerance at school children in the context of inclusive education. The assumption that a purposeful and systematic use a program of training "Formation of tolerance in children with normal development to people with disabilities" will create conditions to reduce rigidity in modern schoolchildren and increase tolerance to children with special needs are discussed as well. The results of the carried out an empirical study in the framework of the system-activity approach, let us hope that further study of the problem of forming and raising the level of tolerance may be promising.
Keywords
Inclusive education, tolerance, mental regulation of an individual, people with disabilities