Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка адаптивной обучающей системы

Сведения об участнике
ФИО
Рожина Елена Николаевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Информационные технологии и вычислительные системы
Раздел области наук
Информационные технологии
Тема
Разработка адаптивной обучающей системы
Резюме
Была реализована адаптивная обучающая система с применением комплексных тестов. Данная программа способна учитывать индивидуальные особенности каждого студента, тем самым повышая эффективность процесса обучения.
Ключевые слова
Адаптивная обучающая система, тестирование, модель обучаемого, комплексные тесты
Цели и задачи
Данная работа посвящена реализация локальной автоматизированной системы. Цель проекта – разработка адаптивной программы, поддерживающей активное индивидуальное обучение по различным дисциплинам, соединяющая возможности адаптивных обучающих систем.
Введение

В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения — проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

Адаптивное обучение должно учитывать и сообразовываться с теми общими стадиальными изменениями, которые претерпевают знания и способы познавательных действий учеников в ходе обучения. К сожалению, это бесспорное положение очень редко учитывается при разработке компьютерных и иных обучающих программ.

Адаптивных обучающих программ реализовано мало, либо данные системы недоступны, в том числе и достаточно дороги при приобретении данных систем.

Методы и материалы

Проведен аналитический обзор адаптивного обучения.  Изучены различные компьютерные системы обучения.  Рассмотрены существущую адаптивные обучающие системы. Адаптивных обучающих программ реализовано мало, либо данные системы недоступны, в том числе и достаточно дороги при приобретении данных систем.Выбрана модель обучаемого для построения в адаптивной обучающей системе. Модель обучаемого представлена 3 компонентами: коммуникативной, психолого-когнитивной, компетентностной.  

Описание и обсуждение результатов

Модель обучаемого представлена 3 компонентами: коммуникативной. психолого-когнитивной. компетентностной. Коммуникативную информацию получают путем анкетирования при регистрации. Психоэмоциональное состояние обучаемого определяется посредством тестирования и анкетирования. Уровень знаний обучаемого определяется с помощью предметных тестов. Для определения когнитивных характеристик используются обычно специализированные или комплексные тесты. В данной работе используется комплексный тест для определения характеристик обучаемого. Комплексным будем называть тест, который позволяет совместить измерение уровня знаний с определением когнитивных характеристик. Эта информация необходима для построения индивидуальной траектории обучения, учитывающей возможности и пожелания обучаемого. Идея комплексного теста возникла в связи с невозможностью определения психологических характеристик перед началом каждого учебного сеанса (так как это достаточно длительная процедура) и, следовательно, невозможностью корректировки траектории обучения с учетом психоэмоционального состояния ученика. На кафедре Автоматики и вычислительной техники Вологодского государственного университета выполнен ряд экспериментов по правомочности применения комплексных тестов. Комплексные тесты были подготовлены и проведены по дисциплинам «Информационные технологии», «Компьютерная практика», «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Оборудование автоматизированных производств». Практически при определении  всех характеристик наблюдалась положительная корреляция между характеристиками, определенными специализированными и комплексными тестами. Коэффициент корреляции между результатами контроля знаний студентов по метрологии посредством экзамена  и комплексного теста по разным группам составил от 0,83 до 0,94,  корреляция со специализированными тестами на внимание, интеллект ниже (0,4– 0,7). Таким образом, проведенные исследования подтверждают возможность применения комплексных тестов для оценки уровня знаний и определения когнитивных характеристик обучаемых.В ходе работы над дипломным проектом были изучены различные системы адаптивного обучения. На основании изученных материалов был спроектирована и разработана база данных для хранения информации об обучаемых и хранении информации для тестирования в разрабатываемой адаптивной обучающей системе. Была реализована адаптивная обучающая система с применением комплексных тестов. Данная программа способна учитывать индивидуальные особенности каждого студента, тем самым повышая эффективность процесса обучения. Разработанное программное обеспечение  имеет интуитивно понятный интерфейс и легко в использовании. Для помощи в работе с системой были разработаны руководства пользователя и администратора. 

Используемые источники
1. Сергушичева,А.П. Построение и корректировка траектории обучения в интеллектуальных агентно-ориентированных учебных комплексах /Труды межд.науч.-мет.конф. «Информатизация инженерного образования» ИНФОРИНО-2014 – М Изд.дом МЭИ,2014. – С 499-502.
2. Отличия традиционного обучения от адаптивного и системы Монтессори [Электронный ресурс]:информационный портал. – Режим доступа: http://www.ed-today.ru/poleznye-stati/266-otlichiya-traditsionnogo-obucheniya-ot-adaptivnogo-i-sistemy-montessori
3. Земляков, И.Ю. Реализация алгоритма адаптивного обучения применительно к web-версии электронного учебника в системе дистанционного обучения/ И.Ю. Земляков //. - 2008 .- № 3. - С. 6-14
4. Модель обучаемого.[Электронный ресурс]: информационный портал. – Режим доступа: http://www.dupliksv.hut.ru/pauk/dict/12.html
Information about the project
Surname Name
Rozhina Elena
Project title
The development of adaptive learning systems
Summary of the project
This work is devoted to the implementation of the local automated system . The purpose of the project - the development of adaptive programs supporting active individual training in various disciplines , connecting possibilities of adaptive learning systems .
Keywords
An adaptive learning system , testing , student model , complex tests