Регистрация / Вход
Прислать материал

Методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата студенток ВУЗа

Сведения об участнике
ФИО
Мошкин Игорь Игоревич
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата студенток ВУЗа
Резюме
Проблема оздоровления студентов с различными патологиями опорно-двигательного аппарата (ОДА) имеет большую социально-экономическую и клиническую значимость. Она остается актуальной, несмотря на многочисленные исследования в данной области учеными различных специальностей. Это связано с появлением целого ряда новых эндогенных и экзогенных факторов риска, провоцирующих и усугубляющих данные состояния.
Ключевые слова
Физическая культура;методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата;цель исследования – разработать и экспериментально обосновать методику коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у студенток ВУЗа, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ);объект исследования - учебный процесс физического воспитания студентов ВУЗа.
Цели и задачи
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать методику коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у студенток вуза, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ).
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу для определения наиболее эффективных средств оздоровительной физической культуры, используемых для коррекции нарушений ОДА у студенток СМГ;
2. Разработать методику коррекции нарушений ОДА студенток с использованием элементов гимнастики « хатха-йога»;
3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и функционального состояния студенток СМГ.

Введение

В связи с широкой распространенностью различной  патологии опорно-двигательного аппарата (ОДА) у студентов их оздоровление представляет большую социально-экономическую и клиническую проблему. Несмотря на исследования в данной области, проводимые в течение ряда лет как педагогами, так и врачами, данная проблема остается  актуальной вследствие появления целого ряда новых эндогенных и экзогенных факторов риска, которые не только  провоцируют, но и усугубляют данные состояния. В первую очередь к  ним относится малоподвижный образ жизни.

Методы и материалы

Методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

- педагогический эксперимент;

- тестирование уровня функционального состояния (измерение ЧСС и АД; Пробы Мартине и Штанге; динамометрия, спирометрия);

- программа автоматизированной диагностической системы «Амсат» (МПЦ «Коверт», 2001).

- математическая обработка данных.

Описание и обсуждение результатов

 В исследовании приняли участие 13 студенток экспериментальной и 39 – контрольной группы, которые были обследованы двукратно – в октябре 2014 и в апреле 2015 года.

Студентки экспериментальной группы в октябре 2014 и мае 2015 гг. выполняли тесты, оценивающие гибкость (наклон вперед из положения сидя, ноги врозь, см), скоростно-силовую выносливость мышц брюшного пресса (поднимание и опускание туловища из и.п. лежа, согнув ноги, из упора за 30 с, число раз) и спины (поднимание и опускание корпуса из упора лежа на животе за 30 с, число раз), а так же выполняли упражнение Маджариасаны (силовая выносливость мышц выпрямителей спины, удержание в течение 30 сек). 

Хотя студентки выполняли только три одинаковых теста из четырех, их результаты достоверно различались. Так, гибкость у студенток ЭГ в начале исследования была хуже (15,7±0,7 см), чем в контрольной группе (17,7±0,9 см, P<0,05), однако через год эти различия сохранились только на уровне тенденции к достоверности (16,6±0,6 и 18,1±0,9 см). Силовая выносливость мышц брюшного пресса оказалась высокодостоверно выше у девушек контрольной группы как в начале, так и в конце исследования (25,1±0,4 и 22,2±0,7, p=0,001 и 25,8±0,4 и 23,3±0,7; p=0,004), Скоростно-силововая выносливость мышц сгибателей спины в начале года не различались (32,3±0,5 и 32,2±0,4), а в конце исследования достоверно выше результаты были в экспериментальной группе (34,9±0,6 и 32,8±0,3; Р<0,05).

         Таким образом, занятия физкультурой с дозировкой нагрузки в соответствии с функциональными особенностями организма способствуют снижению риска развития заболеваний у студенток как экспериментальной, так и контрольной группы, что еще раз подтверждает положительное влияние физических упражнений на организм.

Обсуждение. 1. Анализ литературных источников показал разноречивые мнения авторов, разрабатывавших рациональные подходы к коррекции функционального состояния студенток с отклонениями опорно-двигательного аппарат; при этом разногласия касаются как выбора физических упражнений, так и их дозировки.

2. Разработанная методика включает использование такие как элементов «Хатха-йога», а именно цикл маджариасаны и шавасаны, а также специальных упражнений из ЛФК.

3. Занятия по разработанной методике  с использованием элементов гимнастики «Хатха-йога» показали свою эффективность: у студенток экспериментальной группы достоверно снизилась ЧСС с более быстрым восстановлением после функциональной пробы с физической нагрузкой.

4. Под влиянием правильно организованных физкультурных занятий в обеих группах наблюдалось положительное влияние на мышечную и дыхательную систему. По данным профиля электропроводности биологически активных зон «АМСАТ», в обеих группах произошло снижение риска развития заболеваний, при этом студентки экспериментальной группы приблизились к профилю контрольной группы. 

Используемые источники
1. Алиев, М.Н. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: Учебное пособие / М.Н. Алиев, В.П. Аксенов // - Тула: Изд-во Тульского пединститута, 2000. - 189 с.
2. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебник для мед.вузов/ В.И. Дубровский. – М.: Мед.информ.агентс., 2006. – 598с.
3. Егоров, В.Н. Особенности мотивационной сферы студентов и их предпочтения в выборе систем физических упражнений и видов спорта / В.Н. Егоров, О.Н. Иванова // 4 международная научно-практическая конференция «Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития»: материалы Междун. конф., – Тула: Изд-во ТулГу, 2008. - С. 63-65.
4. Шишкин, П.А. Проектирование методики физического воспитания студентов средствами ОФП и хатха-йоги: дисс. ... к. п. н: 13.00.04 / Шишкин Павел Андреевич; Тула, 2011.- 199 с.
Information about the project
Surname Name
Moshkin Igor Igorevich
Project title
The method of correction of disorders of the musculoskeletal system students of the University
Summary of the project
The problem of improvement of students with different pathologies of the musculoskeletal system (ODE) is of great socio-economic and clinical relevance. She remains popular despite numerous studies in this area by scientists of different specialties. This is due to the emergence of a whole new range of endogenous and exogenous risk factors, precipitating and aggravating state data.
Keywords
Physical culture;the methods of correction of disorders of the musculoskeletal system;the purpose of the study is to develop and experimentally validate a methodology for the correction of disorders musculoskeletal disorders at students of high school, assigned to special medical group (SMG);the object of study - educational process of physical education of University students.