Регистрация / Вход
Прислать материал

Женская фигура в творчестве А.Т. Матвеева в контексте художественно-пластических тенденций конца XIX — первой половины XX в.

Сведения об участнике
ФИО
Диковицкая Алена Эдуардовна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ""Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица""
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Женская фигура в творчестве А.Т. Матвеева в контексте художественно-пластических тенденций конца XIX — первой половины XX в.
Резюме
В работе представлены основные тенденции в скульптуре в конце XIX — первой половины XX в. В частности, анализ развития женского образа в художественно-пластической концепции А.Т. Матвеева на фоне европейского и отечественного искусства. Вопрос фигуративности в искусстве этого времени в целом встает особняком, так как система выразительных средств художника строится по-новому. В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Отдельно рассматриваются тенденции поиска новых подходов, выражающихся в увеличении стремления к обобщенности образа, отсутствии детализация, преобразовании внешнего вида за счет индивидуального видения художника.
Ключевые слова
русская скульптура, советская скульптура, художественно-пластические концепции, А. Матвеев
Цели и задачи
Цель исследования заключается в выделении на фоне художественно-пластических концепций развития трактовки образа женкой фигуры в концепции А.Т. Матвеева конца XIX — первой половины XX вв.
Задачи:
• Определить тенденции поиска новых подходов в начале XX в. на фоне кризиса традиционного искусства.
• Рассмотреть фигуративный образ в искусстве конца XIX — первой половины XX в, в частности уделить большее внимание женской фигуре, трактуемой скульпторами на рубеже этих эпох.
• Выявить основные подходы к изображению женской фигуры у зарубежных и русских скульпторов на рубеже XIX — XX вв. для понимания основ развития пластической концепции А.Т. Матвеева.
• Исследовать периоды творчества А.Т. Матвеева и их взаимосвязь с развитием и оформлением пластической концепцией скульптора.
• Проанализировать формы скульптуры женских фигур и её смысл в развитии творческого пути А.Т. Матвеева.
Введение

Период конца XIX — первой половины XX в. является временем кризиса традиционного искусства. В отличие от примерно однотипных в идейном и стилевом началах движений в культуре XIX в., художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного творчества к действительности. Александр Терентьевич Матвеев — отечественный скульптор, работавший в рассматриваемый нами период, посвятивший своё творчество развитию пластической концепции, как нового подхода в трактовке фигуры. На фоне кризиса традиционного искусства на рубеже веков концепция Матвеева получила своё развитие не только в его образах женских фигур, но и в школе, которую он создал уже в более зрелые годы с окончательно оформившейся концепцией.

Методы и материалы

Методика исследования построены на принципах комплексного подхода, сочетающего в себе анализ теоретических предпосылок развития пластических концепций с практическим анализом конкретных художественных произведений.Конкретным материалом данного исследования стали, во‑первых, научно-литературные источники, среди которых прежде всего преобладают материалы, содержащие сведения документального характера и идеологические источники различных направлений художественной эволюции, а во‑вторых, — данные, полученные при непосредственном анализе художественных произведений. 

Описание и обсуждение результатов

Результаты исследования заключаются в следующем: на основе пластической концепции Александра Терентьевича, легшей на академическую традицию, был сделан кардинальный шаг к преодолению кризиса монументальной формы в скульптуре. Так Матвеев начинает прокладывать путь к сложению большого стиля. Объединяя процессы аналитического, ремесленного постижения натуры и на его основе синтеза новой, оплодотворенной индивидуальностью художника формы, А.Т. Матвеев нашел единственный выход из тупика, сложившегося на рубеже XIX—XX вв., — не отрицание крайностей, а поиска золотой середины.

Творчество А.Т. Матвеева берет свое начало ещё с конца XIX века. Но развитие пластической концепции у Матвеева начинается со знакомства с Трубецким и произведениями Лувра, в частности с работами Микеланджело. А.Т. Матвеев разрабатывает индивидуальную концепцию, основывающуюся на правдивом сопоставлении красоты и точных форм, возвращении к натуре. Пластическая гармония ставится у Матвеева в зависимость от изображения обычной, не идеальной формы.

Пластическая концепция А.Т. Матвеева оформляется с новым витков в его творчестве. Второй период не так насыщен женскими образами, как первый, но именно в это время, т.е. с 1917 по 1937 год, Матвеев окончательно оформляет свою концепцию. Внешняя задумчивость у него изображается в сочетании с внутренней оживленностью. Образ женской фигуры у Матвеев откровенный, но не открытый. А.Т. Матвеев находит решение своих пластических задач с помощью поиска золотой середины в воплощении натуры. Анализ формы и смысла этой формы говорит о последовательности развития индивидуальной концепции А.Т. Матвеева. Стремление А.Т. Матвеева к воплощению его собственного идеала, выделяет постоянный поиск, воплощение мысли, идеи в каждой работе.

В творчестве А.Т. Матвеев начнут возникать надломленные образы уже после 1937 г., он полностью откажется от образов женской фигуры, воплотив свой истинный идеал. Конечно, можно поспорить о художественной ценности следующих работ скульптора относительно его концепции. Но, к сожалению, из его произведений постепенно начнет исчезать та важная мысль о гармонии природы, к которой Матвеев так стремился на протяжении своего творческого пути.

Используемые источники
1. Аболина Р. Гуманизм и гармония. // Художник. — 1979. — № 1.— C. 17—23.
2. Бассехес А.И. Александр Терентьевич Матвеев. — Москва : Советский художник, 1960. — 67 с.
3. Валериус С.С. Прогрессивная скульптура ХХ века. Проблемы и тенденции. — Москва : Изобразительное искусство, 1973.— 419 с.
4. Карпова Е.В. Русская и западноевропейская скульптура XVIII- начала XX века. Новые материалы. Находки. Атрибуции. — Санкт–Петербург : Искусство, 2009. — 225 с
5. Мантурова Т.Б. Александр Матвеев: Монография. — Москва : Изобразительное искусство, 1974. — 56 с.
6. Матвеев А. Творческое воображение. // Творчество. — 1973. — № 12. — C. 18.
7. Матвеев А.Т. Об искусстве. // Юный художник. — 1978. — № 11. — C. 22.
8. Мурина Е.Б. Александр Терентьевич Матвеев. — Москва : Искусство, 1964. — 184 с.
Information about the project
Surname Name
Dikovitckaya Alena
Project title
Female figure in Matveev's creativity in the context of plastic tendencies of the end of 19th — the first half of the 20th century.
Summary of the project
The main tendencies in a sculpture at the end of 19th — the first half of the 20th century are presented in scientific research. In particular, the analysis of development of a female image in the plastic concept of A.T. Matveev in the context of European and national art. The question of the figurative in art of this time in general costs independently as the system of means of expression of the artist is under construction in a new way. In art of the 20th century there were changes in traditional approach to reflection of reality. Separately tendencies of search of new approaches are considered which are expressed in increase in aspiration to generality of an image, absence of detail, transformation of appearance due to individual vision of the artist.
Keywords
Russian sculpture, Soviet sculpture, plastic concepts, A. Matveev