Регистрация / Вход
Прислать материал

Исследование поведенческой активности личности в социальной сети Вконтакте и становление субъектности в информационном мире

Сведения об участнике
ФИО
Минаева Алёна Юрьевна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский университет дружбы народов"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Исследование поведенческой активности личности в социальной сети Вконтакте и становление субъектности в информационном мире
Резюме
В данном проекте рассмотрена активность личности в социальной сети как способ становления субъектности в современном информационном мире в противовес пассивной позиции. Становление субъектности возможно в ходе выбора личностью характера активности в социальной сети. Вариации диалогических отношений личности с социальной сетью разнятся уровнем характера границ личности. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке филологического факультета в Российском университете дружбы народов.
Ключевые слова
активность личности, субъектность, личностные границы, социальные сети, самодетерминация
Цели и задачи
Цель исследования: определение особенностей проявления различных типов активности в социальных сетях
Цель, поставленная в данной работе, требовала решения следующих задач:
 Провести теоретический анализ российских и зарубежных исследований активности личности в сети Интернет.
 Проанализировать имеющиеся в современной науке теоретические и эмпирические исследования активности личности в социальных сетях.
 Эмпирически выявить специфику активности личности в социальных сетях в связи с типом поведенческой активности личности в реальности
Введение

Соотношение активности личности в реальности и в социальной сети может различаться в зависимости от  имеющейся стратегии. Социальная сеть выступает потенциальным местом набора ресурсов, где пользователь может прикладывать свою активность для выбранных целей. По словам Е.А.Лавренчука [1], социальные сети способны к самовозведению новых уровней, как все эпистемические объекты.  Личность, состоя из элементов, также выступает элементом  дальнейших уровней. Поэтому изучение путей и характера становления субъектности личности для установления баланса границ в информационном мире актуальны, могут различаться и включать разные факторы.

Методы и материалы

Для оценки активности личности на странице пользователя в социальной сети «ВКонтакте» было выделено более 50 единиц контент-анализа по ряду показателей: элементы самопрезентации в социальной сети, направленность и тематика профиля пользователя (деятельностно-мотивационный компонент); степени активности личности и количество друзей в мультимедийном пространстве (оценочно-поведенческий компонент); направленные на аудиторию записи пользователей (личностно-результативный компонент)[2]. Качественную оценку профилей осуществляли пять экспертов, которые последовательно изучали страницы каждого испытуемого в социальных сетях по предложенным выше показателям. На основании их усреднённой оценки делался вывод об исследуемых единицах контент-анализа. Для соотнесения показателей активности в социальной сети и повседневной реальности использовались следующие методики: «Тип поведенческой активности» (Л. И. Вассерман, Н. В. Гуменюк), «Самодетерминация личности» (Б. Шелдон, в адаптации и модификации Е. Н. Осина), «Стоун-В», стиль объяснения успехов и неудач (Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, В. Ю. Шевяхова). Выборку составили 80 студентов филологического факультета РУДН 18–23 лет, средний возраст 20 лет. Для обработки полученных данных были использованы H-критерий Краскела-Уолисса, факторный анализ.

Описание и обсуждение результатов

Результаты сравнительного анализа, проведённого посредством H-критерия Краскела-Уолисса, демонстрируют, что на уровне оценочно-поведенческого компонента разные типы поведенческой активности в повседневной реальности соотносятся с неодинаковым распределением отдельных показателей активности в социальной сети «ВКонтакте»: количеством подписчиков (X2=11,151, при р=0,01), количеством регистраций реальных событий жизни (X2=8,846, при р=0,03), количеством подшучивающих и саркастических записей (X2=14,746, при р=0,002), количеством селфи, то есть фото-автопортретов (X2 =7,089, при р=0,03). Можно сказать, что испытуемые с разным типом активности в повседневной реальности по-разному направляют свою активность в социальной сети.

В результате факторного анализа путём вращения Varimax исследуемых переменных выделены факторы активности как становления субъектности.

Первый фактор уклонения от идентификации с собственным профилем в социальной сети. Данный вид активности ориентирован на установление автономных личностных границ субъекта. Личность обозначает себя лишь номинально.

При втором факторе внедрения социальной сети в реальную жизнь страницы пользователя выступает в качестве доступной широкому кругу лиц информации.  Здесь имеется высокая степень самораскрытия человека с некоторым смешением границы «Я» и окружающих.

Третий фактор диалога со всей общностью социальной сети подразумевает некое доверие к социальной сети, где можно просить помощь, искать в группах что-то интересное, самостоятельно генерировать записи, которые могут быть полезны другим.  Вопрос границы уже разрешён в пользу спонтанной самодетерминации.

Четвёртый фактор катарсиса в социальной сети. Можно сказать, что здесь происходит некая потребность в уходе с целью разрядки и размышлении о планах. Здесь сеть - это место сублимации личности с некоторой путаницей границ «Я» реального и идеального.

Пятый фактор подстрекательства/сплетен в социальной сети характеризуется собиранием скорее негативной информации из различных источников при низком самораскрытии. Имеется потребность посмеяться над кем-то, эктрапунитивное поведение, что свидетельствует о разрушительном характере активности и деструктивных попытках становления субъектности.

Факторы содержат различный набор переменных в факторах как формах взаимодействия с социальной сетью. Выбор личностью характера активности в социальной сети, как и в реальности, представляется самостоятельной деятельностью, в ходе которой возможно становление субъектности.

Используемые источники
1. Лавренчук Е.А., «Социальные сети как эпистемические объекты». // RGGU BULLETIN, Scientific Journal. Philosophy. Sociology Series, № 13 (56), 2010, - С. 63-70
2. Иващенко А. В., Пилишвили Т. С. Стратегии активности личности в современных системах коммуникации // Научно-практический журнал «Акмеология». Специальный выпуск по материалам акмеологических чтений, посвященных 20-летию кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности 21 ноября 2012 г. 2012. № 3. С. 53–58.

Information about the project
Surname Name
Minaeva Alena
Project title
The study of behavioral activity of the individual in the social network Vkontakte and the development of subjectivity in the information world
Summary of the project
This project examined the activity of the individual in the social network as a method of development of subjectivity in the modern information world in contrast to the passive position. The development of subjectivity is possible in the course of selection of the personality pattern of activity in the social network. Variations of the dialogical relations between an individual and social network level vary with the nature of the boundaries of the individual. Empirical testing of this model conducted on the student sample, the faculty of Philology at the Russian University of friendship of peoples.
Keywords
activity, personality, subjectivity, personal boundaries, social networks, and self-determination.